Русским ученым удалось пробурить скважину в подземное озеро в Антарктиде
Одним из самых обсуждаемых научных прорывов человечества последних месяцев стал успех русских ученых в Антарктиде - им удалось пробурить скважину в подземное озеро, которое находится на глубине четырех километров подо льдом уже миллионы лет. На этой неделе полярники вернулись на Родину - в пятницу, 24 февраля, в Петербурге их встречали как героев.
Этой посадки по плану не было. Пилоты нервничают: самолёт должен был сесть на дозаправку за 300 километров от того места, где он приземлился. На российской полярной станции. Но её накрыла буря. На японской станция "Сёва" есть несколько десятков бочек с горючим для пролетающих самолётов, но нет персонала. Полная тишина. Только свист ветра. Белое антарктическое безмолвие. То, что погода меняется молниеносно - это в порядке вещей. Это Антарктида.
От африканской жары до полярного холода - пять часов на Ил-76. Из ЮАР на станцию "Новолазаревская". Это российские ворота в Антарктиду. Континент, где всё наоборот. У нас зима, тут - лето, жара до -10. Очки не снимать! Солнце отражается от снега, сжигает глаза.
Англичане заплатили в Лондоне немалые деньги, чтобы прилететь и на лыжах дойти до Южного Полюса. Шли месяц. Туда рвутся на снегоходах, на велосипедах, пешком. Для туристов Антарктида - клуб избранных. Как Эверест, как экскурсия в космос. Здесь всё самое-самое. Баня и та - самая южная в мире.
"Князь Монако, Альберт II, он тут и парился, и ходил в баню. Ему очень понравилась русская баня", - говорит почётный полярник Владимир Баранов.
Дальше станция "Восток". Учёные на "Востоке" - в шаге от контакта со средой, которая была недоступна миллионы лет.
Антарктида – это идеальная научная база: природа почти не менялась веками, людей мало. Здесь изучают атмосферу, погоду, лёд, движения земной коры. Крохотную лабораторию вырубали в скале взрывчаткой. Приборы фиксировали страшные землетрясения в Японии, на Гаити, в Чили. Вообще, планету потряхивает раз десять за день. Здесь, в ледяной пустыне датчики ловят малейшие вибрации.
Ближайшие соседи наших полярников - станция "Майтри" ("Дружба") рядом с "Новолазаревской" уже 30 лет. Все эти годы индийцы спасаются от холода жгучей кухней.
"Здесь все очень дружелюбные. Вместе с другими учёными мы проводим исследования на благо будущих поколений", - говорит начальник 31-й Индийской Антарктической экспедиции Уттам Чанд.
В глубине материка всего три постоянных научных базы. На Южном полюсе американская "Амундсен-Скотт", франко-итальянская "Конкордия". А на Полюсе Холода - российский "Восток".
Дерек Кларк - тот самый пилот, что не побоялся сесть на безлюдной японской базе. Он канадец, ему 30 лет. Праздновал, кстати, здесь. Дерек водит турбовинтовой "Баслер" – доработанная модель 40-х годов. Своей авиации внутри континента у России нет.
"Русские позвали работать сюда. Я подумал, почему бы нет?! Работа ответственная. Непростая. И она мне нравится", - говорит пилот Дерек Кларк.
В самолёте везут крыло самолёта. Запчасти - для такого же "Баслера", после аварии.
"Попали в облако, белое молоко. Вдруг страшный удар, рев одного двигателя затих, второй затих. Самолет брюхом зацепил за заструг и скачками, скользя, загасил своё движение", - говорит менеджер Международного Антарктического центра Андрей Карыгин.
На кадрах кинохроники – одна из первых антарктических трагедий. Экспедиция только спустилась с корабля, трактор с водителем уходит под лёд. Антарктида забрала жизни сотен полярников. Всего людей на континенте около тысячи.
Здесь принято предупреждать, если кто-то куда-то собрался. Хоть на улицу подышать, хоть в поход на станцию "Восток".
"У нас отличная дорога, лёд, и проблем никаких нет, но мы не знаем, что произойдёт за ночь, произойдёт продвижка льда, образуется трещина, а это уже опасность", – говорит механик-водитель Пётр Коноплёв.
Полторы тысячи километров по льду. Топливом колонну снабжали с воздуха. Сбросили 400 бочек. И для машин, и чтобы увезли на станции.
Командира Ил-76 здесь любят. Рубен Есаян. Герой России, лётчик-испытатель. Это он поднимал с заброшенного таёжного аэродрома в селе Ижма, аварийный Ту-154. Экипаж Есаяна - единственный российский в Антарктиде.
"Не дай Бог с кем-то чего-то произойдет, мы можем на парашютах десантировать топливо, организовать помощь, все прочее. Мы точно также десантировали финнам, норвежцам здесь по их же просьбе", - рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ, герой РФ Рубен Есаян.
Но это возможно только в спокойную погоду, с ноября по февраль. Меняют смены зимовщиков. Тоннами везут продукты, топливо, технику. Во время зимовки, что бы ни стряслось, помощи не будет. Не пробьётся через лёд и бури. На космическую станцию и то летают чаще.
До конца февраля Ил-76 сделает ещё несколько рейсов в Антарктиду и обратно. А потом - перерыв до ноября. Здесь не будет ни нашего самолёта, ни каких-либо зарубежных. Получается, что российская часть Антарктиды остаётся отрезанной от большой земли. 8 месяцев автономного существования.
Добродушный бородач зимовал в Антарктиде 8 раз – рекорд 22 месяца. Сначала будут готовить технику к новому сезону. Весной начнут чистить аэродром от тысяч вагонов снега.
"Открываем дверь, начинаем снег внутрь, чтобы выйти наружу. А потом уже в лазик небольшой выползаем по двое, по трое, начинаем раскапывать. Потому что рядом дизель, его надо заправить - основное сердце", - рассказывает ведущий инженер аэродромной группы станции "Новолазаревская" Максим Галкин.
В свободное время - спорт, кино. Книги, вот, по искусству из Питера привезли.
"Дома не хватает, конечно. Но мы звоним по телефону. Я вот даже с собакой разговаривал. Он там чего-то хулиганил, Маринка, жена, дала ему трубочку. Он, говорит, услышал голос, повел ушами так и говорит, как проникся", - рассказывает Михаил Романов.
30 лет назад станция "Восток" была небольшим городком на льду. Сейчас дома полностью занесло. Чтобы попасть внутрь, нужно спуститься в узкий холодный лабиринт. Этакий проспект, прорытый под снегом. Непривычно. За поворотом, то бюст легендарного полярника, то склад с водой, в антарктическом стиле.
Это самое холодное место на Земле, однажды здесь было минус 89,2. При этом здесь могут жить и работать люди. И более того, сейчас они стоят на пороге открытия, сравнимого разве что с путешествием во времени.
Станция стоит прямо на огромном озере. Оно пятое на планете по запасам пресной воды. Спрятано подо льдом, на глубине почти четыре тысячи метров. А главное - к нему никто никогда не прикасался.
"Это представляет исключительный интерес для науки. Проливает свет на происхождение Земли и жизни на Земле", - говорит руководитель "Росгидромета" Александр Фролов.
Работают примерно так: в скважину на стальном тросе спускают 13-метровый электробур. Он вгрызается в лёд, углубляет канал, а на обратном пути поднимает ледяной стержень - керн, для изучения. Давление в скважине специально ниже, чем в озере.
"Только в скважину может войти что-то, а никак не из неё, жидкость из неё уже не уйдёт", - поясняет заведующий кафедрой бурения Санкт-Петербургского Государного Горного Университета Николай Васильев.
Давление в озере 300 атмосфер. Кислорода в 50 раз больше, чем в обычной воде. Если что-то выжило в таких условиях, значит, на Земле есть неизвестная форма жизни.
"Очень интересный объект. Такое количество воды без жизни многими биологами считается невозможным", – говорит заведующий лабораторией изменения климата и окружающей среды Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Владимир Липенков
Если даже ничего не анйдёт – тоже сенсация: на Земле есть огромное стерильное озеро, Восток, и российские учёные достигли его после почти 30 лет бурения, 5 февраля, на отметке 3769 метров.
"Мы тут почти не спим. Естественно, всё это настолько волнительно и впервые все делается", - говорит заведующий кафедрой бурения Санкт-Петербургского Государственного Горного Университета Николай Васильев.
Скважину запечатали до следующего сезона. Погода гнала полярников с "Востока". Ещё пара дней и все бы остались там зимовать.
Удивительно, они завидуют друг другу: те, кто улетает и те, кто остаётся на зимовку.