Поставить машину на учёт в некоторых регионах с 1 января стало значительно сложнее
Всё из-за того, что страховые компании оказались не готовы к новому закону о прохождении техосмотра. Выданные ими документы в ГИБДД просто не принимают. Крайними, как всегда, оказались автомобилисты.
Свою новую "японку" Василий Мезенцев купил в начале года. По правилам, действующим с 1 января, чтобы поставить автомобиль на учeт, нужно пройти техосмотр, а затем получить полис ОСАГО. Но в страховой Василию предложили обойтись без лишних формальностей. 1000 рублей - и талон техосмотра в кармане.
"Девушка мне объяснила ситуацию так, что она сейчас выйдет, осмотрит мой автомобиль, выпишет мне талон техосмотра. Дальше я должен буду проехать (сказала - если не проеду, это на вашей совести) на Пионерскую 1, где мне произведут диагностику автомобиля", - говорит автолюбитель Василий Мезенцев.
На диагностику Василий не поехал. Ведь страховщица уже выдала ему и талон техосмотра, и полис ОСАГО. Однако в ГИБДД принимать документы отказались. Сказали - знают, что такие зелeные талоны страховщики сейчас раздают просто так. И по этому факту в крае возбуждено уголовное дело. Тогда-то Василий и отправился по адресу, который назвала страховщица. Оказалось, зря.
"Сидит там мужчина. Я ему - мне бы техосмотр пройти, говорит - у нас боксы пока не готовы, людей, чтобы произвести диагностику, нет. Я говорю - а что мне сейчас делать? Мне машину не ставят на учeт! Он говорит - не имеют права", - рассказывает Василий Мезенцев.
Но доказать свою правоту инспекторам ГИБДД Василий не смог. В итоге ему пришлось проходить на другом пункте ТО, - за 3200 рублей. С их талоном - синим, старого образца, машину без проблем поставили на учeт. Подобные истории - у сотен приморских автомобилистов. Страховщики обвиняют полицейских в превышении полномочий. Утверждают: в новом законе "О техосмотре" чeтко сказано, что за эту процедуру теперь отвечают только страховые компании.
"Иначе как шантаж вот такие действия сложно назвать. Выкручивают руки - говорят, это неправильно, зато это правильно. Вот это самый правильный оператор техосмотра, а вот этот неправильный" – говорит заместитель генерального директора страховой компании Дмитрий Маркаров.
Приморские полицейские парируют - они не защищают интересы каких-то конкретных пунктов инструментального контроля, а просто выполняют свои обязанности. По закону о полиции ГИБДД имеет право не допускать к эксплуатации машины, не прошедшие техосмотр. А стражи порядка уже доподлинно знают о нескольких случаях, когда талон, так же как и Василию, выдавали без осмотра автомобиля.
"Технический талон заполняется с нарушениями правил заполнения. Не пишется фамилия оператора, не ставится его подпись. Наверное, это обыкновенное мошенничество. Дают гражданину документ без тех процедур, которые предусмотрены законом", - отмечает и.о. начальника управления ИБДД УМВД РФ по Приморскому краю Игорь Ефименко.
"Сомнений нет, что государство должно контролировать этот вид деятельности, поскольку он может создавать угрозу безопасности дорожного движения и общественной безопасности. Но когда сотрудники ГИБДД на словах отказывают в регистрации автомобиля, заставляя принести документы, которые не предусмотрены нормой, эти действия явно излишни в отношении физических лиц", - считает адвокат Александр Скакун.
В офисе одной из страховых компаний, работающих на Приморском рынке, можно получить полис ОСАГО, но сначала нужно пройти техосмотр. Для чего автолюбителей отправляют на второй этаж того же здания.
Сидящий в небольшом офисе мужчина - единственный сотрудник станции техосмотра. Он показывает аккредитацию союза автостраховщиков и аппаратуру для диагностики машины. Всe оборудование мобильное и умещается в одном ящике.
Автолюбители, страховщики и полицейские сходятся в одном. Большинство проблем - из-за того, что новый закон только вступил в силу. Со временем пунктов техосмотра станет больше, и конкуренция возрастeт. Цены стабилизируются, а услуги станут прозрачней. К тому же все машины, на самом деле прошедшие техосмотр, будут заноситься в единую информационную базу. Еe пока нет - и это затрудняет контроль над нечистыми на руку страховщиками и операторами. Но, согласно закону "О Техосмотре", эта база обязательно должна быть создана.