Верховный суд должен определиться со спорными моментами Правил дорожного движения
Речь в частности о пресловутой "встречке", когда в различных ситуациях инспекторы трактовали нарушения по-разному.
Автомобиль пересёк сплошную линию, несколько метров двигался по встречке. На кадрах отчетливо видно, как внедорожник обгоняет впереди идущий транспорт по правилам, а заканчивает манёвр с пересечением сплошной. Инспекторы хотели лишить водителя прав. Однако женщина настаивала, что знак и сплошную она не увидела. Впереди шла грузовая машина.
"Я ходатайствовала о том, что нужно переквалифицировать мою статью, с 1215 часть 4 на 1216 часть 1 - нарушение правил дорожной разметки и знаков. То есть я не отрицала, что я завершила обгон через сплошную линию, но и за это готова была ответить. В результате штраф 300 рублей", - говорит Вероника Демина.
А вот Виталию Толмачеву за аналогичное нарушение отделаться штрафом не удалось. Его лишили прав на четыре месяца. Молодой человек рассказывает - перед его машиной резко затормозил автобус. Чтобы избежать столкновения, Виталий выехал на соседнюю полосу. Сплошную не увидел. Оказался на встречке.
"В такую погоду, когда грязная дорога, когда снег лежал, очень сложно. Она не сплошная, а на схеме, составленной сотрудником ДПС, она сплошная до самого перекрестка и даже дальше", - отмечает Виталий Толмачев.
За одно и то же нарушение, один инспектор может лишить прав, другой - выписать небольшой штраф. Получается, на дороге можно играть не по правилам, а правилами. Типичная ситуация: водитель на задней передаче въезжает под "кирпич". Лишение прав до полугода или штраф 5 тысяч рублей. Однако если эту ситуацию рассмотреть уже в зоне действия знака - ответственности не будет. От чего все зависит - можно только догадываться.
Хорошо зная правила дорожного движения, на самом деле можно оспорить многие нарушения. Большого ума здесь не нужно. Этим часто занимаются некоторые госавтоинспекторы и некоторые водители.
Почти тридцать лет Вячеслав Воробьев работает инструктором по вождению. За рулем - полвека. Но даже он, опытный водитель, знающий правила от и до, признается: иногда вынужден их нарушать. К примеру, когда на пути встречается сломанный автомобиль. Не пересекая сплошную, его не объехать.
С одной стороны, правильно - нарушил - ответь. С другой - выбора не было. Ведь иначе не проехать. Замкнутый круг. И выход из него эксперты видят только один.
"Надо написать Правила дорожного движения так, чтобы не было возможности разных толкований. Мы сейчас находимся примерно там, где находились США в 50-х. И вот представьте, что парковку в двух рядах побороть, им потребовалось 18 лет. Причем ужесточение было очень серьезное", - говорит автомобильный обозреватель Александр Пикуленко.
Мнение сотрудников ГИБДД на этот счет однозначное - заканчивать обгон водитель должен исключительно по прерывистой. И ни как иначе. А чтобы избавиться от разночтений, инспекторы обратились к представителям Фемиды. Подготовили проект, который предписывает судьям однозначно трактовать обгоны с нарушением правил. Самые страшные ДТП, в которых в год гибнут сотни человек, происходят именно по причине выезда на встречку.
"Опасность нахождения там - она оценивается абсолютно субъективно. Водитель говорит: я проехал один метр и ничего страшного не совершил, другой говорит: там никого не было, я поэтому проехал 15 метров. Находиться на полосе левее сплошной разметки - это уже противоречит вообще правилам дорожного движения", - считает заместитель начальника ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин.
Правозащитники тоже обратились к Фемиде. Они сетуют на качество линий разметки на российских дорогах. Не всегда видно, что прерывистая скоро станет сплошной. Это во-первых. Во-вторых, вернуться в свой ряд водителям иногда просто невозможно - не пропускают другие автомобили. Вот и приходится ездить вроде бы и по правилам, и в то же время нарушая их.