Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
5 февраля 2012, 21:41

Почему клиенты «Ланта-тур» стали заложниками туземных гостиниц или как устроен турбизнес в России

На этой неделе вся страна с замиранием сердца следила за злоключениями клиентов туристической компании "Ланта-тур", рисковавших оказаться заложниками гостиниц разных далеких стран, которым компания задолжала деньги. В итоге, благодаря вмешательству властей, кризисную ситуацию удалось разрешить. Но на ее примере стоит подробнее рассмотреть правила игры на туристическом рынке в России, где до сих пор такое возможно.

До самолета три часа. Из отеля не выпускают. Ворота закрыты. По периметру - охрана. Этот отдых в Гоа Вадим Полушкин запомнит надолго, особенно последний день, когда сообщили что турфима "Ланта-тур" задолжала отелю и в ультимативной форме потребовали оплатить 1300 долларов. В ход шли даже угрозы. "Вас не выпустят, это военный аэропорт. У вас изымут бронь на билет. Сдадут билет и постараются в качестве компенсации от сданного билета получить деньги", - рассказал Полушкин. Платить было нечем - денег под конец отпуска уже не оставалось. Лишь в последний момент консулу удалось договориться, чтобы туристов отпустили, и они улетели в Россию.

В отеле "Бамбу Вилладж", как и в других отелях Вьетнама, при въезде на ресепшене у туристов забирают паспорта до окончания отдыха, обещая, что проблем не будет. Теперь все отдыхающие обсуждают только одно, как с боем уезжали туристы. Одним приходилось просто бежать из отелей, даже оставляя вещи в номере, другим - повторно платить за свое проживание и освобождение.

Часть туристов застряла по дороге на отдых: в аэропорту на регистрации им сообщали, что турфирма не оплатила перелет. И они прямо из аэропорта отправлялись в офис компании "Ланта-тур". Разбитые стекла, столпотворение на улице. Люди штурмом пытались взять двери и прорваться внутрь. Одни клиенты турфирмы хотели вернуть деньги, другие - забрать загранпаспорта, которые сдавали для оформления визы. В общей сложности пострадали свыше 3,5 тысяч клиентов "Ланта-тур". На этой неделе Следственный комитет России возбудил уголовное дело. Руководство фирмы подозревают в мошенничестве в особо крупном размере и присвоении денег клиентов.

Из-за проблем с выплатами в Паттайе полицией была арестована глава тайского представительства "Ланта-тур" Ольга Шендрик. Отели не просто требовали, а выбивали деньги любыми способами. Несколько дней консулы путем переговоров старались вызволить россиян из туристического плена. Удавалось с трудом.

В ситуацию пришлось вмешаться премьер-министру России Владимиру Путину. В ходе своей рабочей поездки в Тамбов премьер поручил министру спорта и туризма Виталию Мутко решить проблему. "Нужно помочь этой фирме расплатиться со своими контрагентами за границей с тем, чтобы наши граждане, находящиеся на отдыхе, могли спокойно отдых завершить и также спокойно и в рамках тех договоренностей, которые были у них с фирмой, за свои собственные деньги вернуться назад на Родину, и прошу вас это сделать оперативно", - сказал премьер-министр.

Банк ВТБ выделил турфирме кредит 7 миллионов долларов. Именно столько она задолжала зарубежным партнерам. И уже в четверг деньги стали поступать на счета отелей. Компенсировать ущерб туристам будет страховая компания. "Ингосстрах" пообещал выполнить условия и выплатить 100 миллионов рублей по страховому договору. Но понятно, что этих денег не хватит. Претензии предъявлены уже на 101 миллион. И это учитывая, что за компенсацией обратились еще далеко не все.

Примеров, когда клиенты турфирм не получали компенсации, много. Одна из последних громких историй - крах компании "Капитал Тур" в конце 2010 года. Пострадавших – 8 тысяч туристов, которым до сих пор не вернули деньги. Ангелина Козлова за отдых во Франции, который так и не состоялся, тогда заплатила "Капитал Туру" 150 тысяч рублей. Юрист по образованию, она сразу подала в суд и выиграла дело. Но следом за турфирмой была приостановлена и работа страховой компании. "Часть счетов арестована судебными приставами и с них невозможно списание денежных средств, а другие счета просто с нулевым балансом и, естественно, все банки нам возвращали исполнительный лист без исполнения", - рассказала пострадавшая.

Те, кто столкнулся с подобной проблемой, теперь предпочитают свой отдых организовывать сами, не обращаясь в туристические компании. Ангелина Козлова сейчас тоже сама себе туроператор. Говорит, это не сложно - самой по интернету забронировать отель, билет на самолет, оплатить страховку и трансфер. Иногда получается даже дешевле. Но главное - говорит - платить отелям и авиакомпаниям напрямую - надежнее. И таких туристов, отказавшихся от услуг туркомпаний, становится все больше.

Эксперты говорят: доверие к фирмам пропадает, потому что туристический бизнес в России зачастую напоминает финансовую пирамиду.

Председатель комиссии по безопасности туризма ОП Дмитрий Давыденко поясняяет: "Привлекают деньги от туристов, покупают блоки мест в самолетах, покупают отели, потом они эти блоки мест продать не могут - нет спроса, у них образуется убыток, они берут кредит, чтобы покрыть убыток, потом берут кредит, чтобы покрыть кредит, и выстраивается такая полупирамидальная схема".

В итоге получается так, что деньги туриста, оплаченные за поездку и прописанные в договоре, тратятся вовсе не на то, чтобы оплатить его отдых. За рубежом схема взаимоотношений между фирмой и клиентом совсем другая. Компании не могут свободно распоряжаться деньгами, полученными от туристов.

"В Великобритании есть трастовые счета, на которых хранятся деньги клиентов турфирм, и эти деньги расходуются уже после возвращения клиента, пока клиент не вернулся домой и не подписал, что он не имеет претензий к туроператору, после этого туроператор только может использовать эти деньги", - рассказал руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков.

Если турист чем-то недоволен - ему выплачиваются компенсация из той суммы, которую он вносил. В Ростуризме сейчас тщательно изучают зарубежный опыт, и говорят, что в России уже давно пора менять условия игры на туристическом рынке, ведь проблемы, с которыми сталкиваются туристы, из года в год повторяются. Это понимают и в Государственной думе. Уже в марте Госдума рассмотрит проект поправок в закон о туризме. Одна из главных инициатив - изменение размера финансовой ответственности туроператоров. Сейчас предельная сумма страховки - 100 миллионов рублей. И ее явно не достаточно. Кроме того, все эксперты в сфере туризма сходятся в одном - в России туроператоры должны объединиться.

Директор Ассоциации туроператоров России Майя Ламидзе считает необходимым создание "саморегулируемых организаций которые, во-первых, могли бы предоставить туристам качество, соответствующее определенным стандартам, выработанное самой отраслью". "Во-вторых, у саморегулируемых организаций обязательно есть так называемый компенсационный фонд, из которого выплачиваются, решаются проблемы туристов, экстренно возникающие", - подчеркнула Ламидзе.

Но пока зачастую решать свои проблемы туристам приходится самостоятельно. И если ничего не менять, эти проблемы появляться будут только чаще. Ведь сегодня турист, заплатив за путевку в полном объеме, фактически отдыхает в кредит. И в любой момент отель, который устно договорился с туроператором, начинает шантажировать. Причем не фирму, а туриста.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей