Полная компенсация туров полагается только тысяче клиентов «Ланта-тур»
Сегодня Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении руководителей турфирм "Ланта-тур вояж", их подозревают в мошенничестве и присвоении денег клиентов. Страховая компания уже приняла более 400 заявлений, но пострадавших будет намного больше. Сотни людей ещё не вернулись с заграничных курортов, отдых на которых обернулся кошмаром.
Этот отпуск во Вьетнаме Денис Букашин и его супруга запомнят надолго. Словно детективное кино. Сначала ничто не предвещало неприятностей. И даже когда поползли слухи, что туроператор остановил работу, на месте успокаивали: все в порядке!
"Мы позвонили гиду. Он успокоил: "Мы другая компания – "Ланта-тур Вьетнам". Но на следующий день должны были поехать на ресепшн, автобус не пришел, а гид сказал: "Я в "Ланта-тур" уже не работаю. Прошу не звонить", - рассказывает Денис Букашин.
Стало ясно: проблем не избежать. Ситуацию усугубляло то, что все паспорта хранились на ресепше - это стандартная практика для вьетнамских отелей. Уже через несколько часов под дверь российским туристам положили сообщения: "Просим оплатить номер! Иначе не вернем документы". Тем временем в холле отеля уже начался скандал.
"Люди требовали паспорта, их не отдавали. Люди, у которых были паспорта, прорабатывали пути отъезда из отеля. На пляже была усилена охрана по два человека. Нас не выпускали", - рассказывает Денис Букашин.
Супруги платить отказались, но боялись, что их не выпустят из страны. Решили сбежать, а в номере оставили часть вещей - как будто поехали на экскурсию. Самое сложное было вынести сумки и чемоданы. Помогли украинские туристы: загрузили в такси и вывезли с территории отеля. Некоторые туристы только благодаря полиции получили назад свои документы.
У Владимира Михеева - похожая ситуация, его тоже не выпускали из отеля, требовали, чтобы они заплатить за отель.
"В итоге мы поехали в полицию. Там была арестована менеджер "Ланта-тур Таиланда". В итоге нам написали в полиции бумагу, что претензий нет, мы поехали в отель, и нас выпустили из отеля", - рассказывает Владимир Михеев.
В Паттайе главу тайского представительства "Ланта-тур" задержала полиция. Сейчас женщина под стражей, но, возможно, ее выпустят под залог. А на острове Пхукет, в том же Тайланде, в отделении оказались сами туристы, отказавшиеся платить в отеле.
"Мы вышли из отеля и за нами погнались сотрудники отеля, они вызвали полицию, и нас отправили в полицейский участок, где продержали около часа. Никаких нам претензий не предъявляли, допросов не было. Но какое-то время нас не выпускали, пытались заставить подписать какие-то бумаги, которые были на тайском языке. Мы отказались подписывать эти бумаги", - рассказывает Александр Утрогин.
В страховую компанию Ингосстрах уже обратились около 400 человек. На рассмотрение по закону есть месяц. Но кому и сколько выплатят - вопрос еще открыт. Ведь до сих пор нет точной информации, сколько туров успела продать "Ланта-тур".
"Мы приняли решение в соответствии с законом об основах туристской деятельности в РФ о пропорциональном возмещении убытков. В зависимости от того, сколько будет обращений, по каждому конкретному человеку будет определена сумма, которая ему полагается. И от общей суммы он сможет получить страховое возмещение", - заверил начальник департамента по связям с общественностью страховой компании Ингосстрах Владимир Клейменов.
"По предварительной оценке, страховой гарантии должно хватить абсолютно всем. Полная компенсация туров полагается только той тысяче туристов, которые не смогли вылететь на отдых. Те же, кто находится за рубежом, могут рассчитывать лишь на компенсацию дополнительно понесенных расходов, если это документально подтверждено", - сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Туристы недоумевают: одно дело, когда разоряется фирма-однодневка. Но "Ланта-тур" работала давно. Два года назад клиенты другой печально известной структуры – "Капитал-тур" - тоже не ждали подвоха. Компанию называли одним из лидеров рынка, но это не помогло. И кто теперь следующий? - задаются вопросом люди. Чтобы не испортить отпуск, лучше самому перепроверить.
"Теперь, я думаю, туристы прежде созвонятся сначала с авиаперевозчиком и убедятся, действительно ли они есть в системе бронирования перевозчика, действительно ли проплатил туроператор или турагент деньги. Имеет смысл созвониться и с отелем в таком случае", - считает Моисеев.
Но едва ли это можно назвать стопроцентной гарантией. Возможно, поэтому многие туристы, прежде всего направляющиеся в Европу, предпочитают бронировать билеты и гостиницы самостоятельно в Интернете. По словам специалистов, зачастую туроператор расплачивается со своими постоянными партнерами уже после поездки. Все на доверии - пока оно не лопнет.
"Рано или поздно у кого-то из поставщиков услуг, которым не хватает денег платить и они договариваются работать в долг, не выдерживают нервы. Это может быть авиакомпания, которая выписывает в долг, потом говорит: "Знаешь что? Заплати-ка мне уже!" А заплатить нечем! Идут в банк. Банк говорит: "Ты мне предыдущий кредит закрой! Тогда я тебе новый выдам". Денег не дают. Возникает кассовый разрыв, причем, такого размера, который закрыть невозможно", - объясняет пресс-секретарь Российского союза туристической индустрии Ирина Тюрина.
Впрочем, следователи считают, что в случае с "Ланта-тур вояж" речь идет не о менеджерских ошибках. Руководство фирмы подозревают в мошенничестве в особо крупном размере и присвоении денег клиентов. Следственный комитет России возбудил уголовное дело.
"С клиентами были заключены многочисленные договоры на оказание им туристических услуг. Предусмотренные договорами денежные суммы компанией были получены в полном объёме. Однако взятые на себя перед клиентами обязательства руководство компании умышленно не выполнило, объявив 27 января о предстоящем банкротстве и присвоив полученные денежные средства граждан", - сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Следственный комитет также окажет правовую поддержку тем, кому положена компенсация, если возникнут сложности. Но пострадавших это не успокаивает. Разбитые окна одного из офисов "Ланта-тур" в центре Москвы - словно чей-то разбитый отпуск.