Компания «Ланта-тур» официально уведомила свою страховую компанию о финансовой несостоятельности
Сумма страхового покрытия "Ланта-тур" составляет 100 миллионов рублей. Из этих денег будут выплачиваться компенсации пострадавшим клиентам, а их около 3,5 тысяч. Кроме того, сегодня стало известно, что с этой компанией связано уже два дела - уголовное и административное. Тем временем офисы "Ланта-тур" осаждают туристы, отдых которых оказался испорчен.
Этот отпуск во Вьетнаме Денис Букашин и его супруга запомнят надолго. Словно детективное кино. Сначала ничто не предвещало неприятностей. И даже когда поползли слухи, что туроператор остановил работу, на месте успокаивали: все в порядке!
"Мы позвонили гиду. Он успокоил: "Мы другая компания – "Ланта-тур Вьетнам". Но на следующий день должны были поехать на ресепшн, автобус не пришел, а гид сказал: "Я в "Ланта-тур" уже не работаю. Прошу не звонить", - рассказывает Денис Букашин.
Стало ясно: проблем не избежать. Ситуацию усугубляло то, что все паспорта хранились на ресепше - это стандартная практика для вьетнамских отелей. Уже через несколько часов под дверь российским туристам положили сообщения: "Просим оплатить номер! Иначе не вернем документы". Тем временем в холле отеля уже начался скандал.
"Люди требовали паспорта, их не отдавали. Люди, у которых были паспорта, прорабатывали пути отъезда из отеля. На пляже была усилена охрана по два человека. Нас не выпускали", - рассказывает Денис Букашин.
Туристы переживали: что, если менеджеры отеля свяжутся с полицией, и россиян просто не выпустят из страны? Супруги придумали ход: оставили в номере часть вещей: косметику и телефон. Создалось впечатление, что постояльцы отлучились ненадолго, например, поехали на экскурсию. Тем временем, возникла другая проблема: как незаметно вынести сумки и чемоданы. Помогли украинские туристы: загрузили в такси и вывезли за территорию отеля. На обратном пути в самолете туристы обменивались впечатлениями. У Владимира Михеева - похожая ситуация, его тоже не выпускали из отеля, требовали, чтобы они заплатить за отель.
"В итоге мы поехали в полицию. Там была арестована менеджер "Ланта-тур Таиланда". В итоге нам написали в полиции бумагу, что претензий нет, мы поехали в отель, и нас выпустили из отеля", - рассказывает Владимир Михеев.
Списки всех своих клиентов сотрудники "Ланта-тур" должны передать в страховую компанию Ингосстрах, объясняют в ассоциации российских туроператоров. В документах должны быть указаны все детали: направления, стоимость, название агентств, через которые был приобретен тур. Материалы необходимы для выплаты компенсации. Известно, что страховая гарантия - 100 миллионов рублей.
"По предварительной оценке, страховой гарантии должно хватить абсолютно всем. Полная компенсация туров полагается только той тысяче туристов, которые не смогли вылететь на отдых. Те же, кто находится за рубежом, могут рассчитывать лишь на компенсацию дополнительно понесенных расходов, если это документально подтверждено", - сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
"Мы приняли решение в соответствии с законом об основах туристской деятельности в РФ о пропорциональном возмещении убытков. В зависимости от того, сколько будет обращений, по каждому конкретному человеку будет определена сумма, которая ему полагается. И от общей суммы он сможет получить страховое возмещение", - заверил начальник департамента по связям с общественностью страховой компании Ингосстрах Владимир Клейменов.
Между тем туристы удивляются: одно дело, когда разоряется фирма-однодневка. Но "Ланта-тур" работала давно. Никто не ждал подвоха! Также как и клиенты другой печально известной структуры – "Капитал-тур". Ее называли одним из лидеров рынка, но осенью 2010 года компания лопнула. Кто теперь следующий, задаются вопросом туристы. По словам специалистов, туристический бизнес очень сложный. Как правило, туроператоры летом перечисляют деньги отелям и авиакомпаниям за зимние перевозки. И наоборот. Зачастую номера и места в самолетах бронируют, по сути, под честное слово.
"Рано или поздно у кого-то из поставщиков услуг, которым не хватает денег платить и они договариваются работать в долг, не выдерживают нервы. Это может быть авиакомпания, которая выписывает в долг, потом говорит: "Знаешь что? Заплати-ка мне уже!" А заплатить нечем! Идут в банк. Банк говорит: "Ты мне предыдущий кредит закрой! Тогда я тебе новый выдам". Денег не дают. Возникает кассовый разрыв, причем, такого размера, который закрыть невозможно", - объясняет пресс-секретарь Российского союза туристической индустрии Ирина Тюрина.
Впрочем, следователи считают, что в случае с "Ланта-тур вояж" речь идет не о менеджерских ошибках. Руководство фирмы подозревают в мошенничестве в особо крупном размере и присвоении денег клиентов. Следственный комитет России возбудил уголовное дело.
"С клиентами были заключены многочисленные договоры на оказание им туристических услуг. Предусмотренные договорами денежные суммы компанией были получены в полном объёме. Однако взятые на себя перед клиентами обязательства руководство компании умышленно не выполнило, объявив 27 января о предстоящем банкротстве и присвоив полученные денежные средства граждан", - сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Следственный комитет также окажет правовую поддержку тем, кому положена компенсация, если возникли проблемы с приемом документов или возмещением ущерба. Но пострадавших это не успокаивает. Офис компании "Ланта-тур" в Большом Черкасском переулке, судя по всему, просто закидали камнями - у людей сдали нервы.