Грубое нарушение техники безопасности — самая частая причина аварий и несчастных случаев на стройках
Об этих правилах, казалось бы, знают все. Тем не менее, из года в год - ситуация повторяется. Из-за невнимательности, а чаще - преступной халатности - гибнут или остаются инвалидами сотни людей.
Он уже заново научился ходить, но без помощи мамы обойтись все равно не может. Илья Комашко стал инвалидом в 25. До этого работал крановщиком. Когда 70 метровая металлическая конструкция рухнула прямо на дорогу, он был там, наверху, в кабине. Всё засняли камеры наблюдения.
Пострадали десятки случайных свидетелей. Они просто остановились на светофоре. В той аварии таксист Евгений Маринин лишился ноги.
Трагедия случилась два года назад. Виновные еще не названы. Предварительная версия - кран из Китая имел скрытый дефект.
"Они потом туда кабину от нашего русского крана поставили это счастье что она железная", - говорит пострадавший крановщик Илья Комашко.
В этом месяце только в Подмосковье произошло две аварии с кранами. Двое рабочих погибли. В прошлом году в России таких происшествий было как минимум 30.
Основная причина несчастных случаев - несоблюдение техники безопасности. По данным Роструда, в 2010 году на стройках погибли 680 человек, за 9 месяцев 2011 года - 504 рабочих, тысячи получили травмы и увечья.
О происшествии на стройке становится известно только если оно по-настоящему чрезвычайное, погибли люди. Чаще все остается за высоким забором. Им есть, что скрывать, уверены эксперты. И прежде всего это касается безопасности труда, вернее отсутствия этой безопасности.
Правила поведения и работы на стройке настолько строгие, подробные и четкие, что исключают возможность любого несчастного случая - утверждают строители. Вот только эти правила мало кто соблюдает, говорит Андрей. Он работает в этой отрасли 20 лет.
"В сильный ветер работать с краном нельзя. Но если кран стоит, то выработки нет, поэтому работаем. Ловим детали палкой, долго все ставим, меня чуть не убило – придавило", - говорит строитель Андрей.
Стройку инспектируют самые разные организации. Тяжелая техника, ее исправность и безопасность - ответственность Ростехнадзора. Однако в ведомстве обсуждать проблему падения кранов не захотели. За соблюдение техники безопасности строителями отвечает инспекция по охране труда.
"Зарегистрированных организаций, ведущих строительство, масса, и появляются они на рынке только для одного - чтобы получить деньги. При этом с минимальными затратами, а самое затратное - это охрана труда", - отмечает начальник отдела надзора в сфере строительных объектов Государственной Инспекции Труда в Москве Владимир Ульянов.
"Дело не в проверках, можно проверять хоть каждый день", - считает заместитель заведующего кафедрой технического регулирования МГСУ, профессор Евгений Сугак.
По мнению профессора Строительного Университета, нужно чтобы в России, как и в Европе, за каждый несчастный случай отвечал лично прораб и руководитель всей компании.
"У нас, к сожалению, методика и организация безопасности труда отстала на сорок лет", - говорит он.
В 2007 году в Санкт Петербурге кран упал на многоэтажку. Погибли трое жильцов. Следователи установили: кран съехал с рельсов. Специальные устройства были не закреплены. Суд признал виновным крановщика. Ему дали три года.
"Разрешения на проведение работ с краном не было. Мы бились с системой, она заточена, чтобы найти стрелочника", - говорит адвокат осужденного крановщика Артем Паконин.
Позавчера в Свердловской области случилось еще одно похожее ЧП. Гусеничный экскаватор перевернулся при сносе аварийного здания.