В Волгоградской области 200 сезонных рабочих оказались заложниками чужой жадности
В Волгоградской области проблемы большой группы приезжих из Средней Азии, приходится решать не только представителям Федеральной миграционной службы. Им на помощь были вынуждены подключиться Минздрав, МЧС и региональная прокуратура, а Следственный комитет возбудил уголовное дело. 200 человек, которые приехали в область на заработки, после окончания сезона, обещанных денег так и не получили. В лютый мороз они ютятся в строениях, скорее напоминающих шалаши, чем дома.
На десятки километров только заледеневшая на 20-градусном морозе степь и подобия жилищ из старой целлофановой пленки, картона и прочего хлама. В таких с весны до осени обычно живут сезонные рабочие из Средней Азии. С наступлением первых холодов, как правило, они возвращаются к себе на родину. Но здесь до сих пор вынуждены оставаться почти 200 человек.
Уже несколько недель они не могут согреться, даже надев на себя все, что есть. Летом в 40-градусную жару на прополке лука теплая одежда им была не нужна. Новый год большинство рассчитывали встретить дома, в Узбекистане. Но руководители сельхозпредприятия с ними не расплатились. "Вот зарплату отдадут, мы часа здесь не останемся", - говорит бригадир Исмаил Низамутдинов.
Повар Анвар с утра до вечера топит снег и кипятит воду. Что-то, похожее на чай, и покрытые плесенью изъеденные мышами сухари для всех - завтрак обед и ужин. Раньше работодатели привозили им перловку, макароны и хлеб.
Когда мороз становится слабее, мужчины ловят в замерзшем пруду крошечную рыбу и едят ее почти сырую. Все остальное время проводят в поисках дров. Полиэтиленовые стены от холода не спасают. Чтобы не замерзнуть совсем - буржуйку нужно топить безостановочно.
На лежанках в грудах тряпья днем остаются только те, кто болен. 20-летний Камол из-за воспаления почек не поднимается уже больше недели, Анвар передвигается при помощи товарищей - еще осенью его придавило мешками с луком. Простуду и вшей болезнями здесь уже не считают. Никто не уезжает, потому что уверены: получить причитающие деньги смогут только все вместе. Тем более что на словах заработок им обещали значительно больше, чем в договоре.
"Они нам говорили: чтобы меньше налогов платить, чтобы государство меньше с нас содрало, мы 5400 вам пишем. Не беспокойтесь, что обещали, мы все отдадим", - говорит бригадир Исмаил Низамутдинов.
Сергей Комаров - учредитель сразу 2 сельхозпредприятий, в которых работали граждане Узбекистана. Здесь выращивали лук, зерно, построили овощехранилища и даже заложили большой животноводческий комплекс.
Сезонным рабочим работодатели ничего не платили почти год, ссылаясь на то, что весь доход вкладывают в развитие агрохолдинга. "У нас были непредвиденные расходы. Что мы сейчас не смогли, не продав овощную продукцию, отправить людей - просто отсутствие денежных средств", - объясняет руководитель сельхозпредприятия Сергей Комаров.
Разбираться в этом споре теперь придется специалистам сразу нескольких федеральных ведомств: санитарным врачам, миграционной службе, трудовой инспекции и даже МЧС (ночью им пришлось тушить один из бараков, а днем завозить питьевую воду). Начала проверку и областная Прокуратура.
Сами работодатели себя виновными не считают. Ссылаются на то, что предлагали отдать часть денег и отправить рабочих в Узбекистан.
В Прокуратуре же утверждают, что здесь было немало нарушений. "Нарушены трудовые права граждан, их заработная плата в трудовом договоре - 5400 рублей не соответствует минимальному размеру в регионе, который превышает 7 тысяч рублей. Мы собираем материалы и будем решать вопрос об уголовном преследовании работодателя за нарушение трудовых прав граждан", - говорит старший помощник Прокурора Волгоградской области О.Черединина.
Пока сотрудники Прокуратуры пытаются восстановить их права, иностранные рабочие остаются в своих палатках. Руководитель местной национальной общины Рустам Джумаев, который все это время пытался помочь своим землякам, привез им продукты. Он купил их на деньги, которые собрали в Волгограде соотечественники. В ближайшие дни в регионе ждут 30-градусные морозы. Этим людям, скорее всего, предстоит пережить их в холодной степи.