В Москве провели перепись пернатого населения
Орнитологи посчитали, сколько птиц живет в столице. Специалистам помогали добровольцы - ведь уложиться нужно было за один день, чтобы погрешность в счете была минимальной.
Шестилетний Лёша вместе с бабушкой изучает жителей зоопарковского пруда. Серых и рыжих, как он их называет, даже кормил, а остальных в глаза не видел. Между тем, кроме привычных крякв, в московской природе можно встретить и другие виды водоплавающих птиц. Только надо поискать хорошенько.
Если цыплят считают по осени, то облюбовавших московские водоёмы уток - зимой. И делают это уже почти 30 лет.
"Во время зимнего учёта очень удобно. Летом их посчитать очень сложно, потому что они рассеяны по всей Москве, а зимой они компактно собираются", - говорит специалист Московского зоопарка Иннокентий Сметанин.
Впервые интерес орнитологов вызвал малоизученный тогда феномен - почему птицы, которым по законам природы положено улетать в тёплые края, остаются зимовать в Москве. Оказалось, к чему утомительные путешествия, если и здесь из-за промышленных и бытовых стоков водоёмы не замерзают, а главное - голодать не дают горожане.
Кряквы освоились быстро и даже научились попрошайничать, без страха не только подплывая, но и выбираясь на берег за лакомым кусочком. Разобравшись в поведении уток, следить за ними не перестали, выяснилось, что их количество - показатель благоприятной не только экологической, но и социальной обстановки.
"Девяностые годы были тревожные, и утки практически исчезли, в городе было около десяти тысяч. Сейчас жизнь налаживается, люди подкармливают уток. Сейчас больше двадцати тысяч зимует", - сообщил орнитолог Юрий Буйволов.
На перепись птиц выходят не только профессионалы, но и любители. Инструктаж - на месте. С собой - лист учёта, фотоаппарат, подсказки для классификации.
"Отдельно надо посчитать самцов и самок. Сделать это достаточно сложно, потому что они всё время перемещаются", - говорит Анна Алпатова.
Чтобы данные были точными, у специалистов свои секреты. Блокнота и ручки недостаточно, нужен хлеб, чтобы привлечь птиц - тогда считать гораздо легче. Главное - не запутаться. Для этого на одном участке работают несколько счетоводов, которые сверяют результаты, а чтобы одну и ту же птицу не посчитать дважды во время её возможных перемещений, перепись проводят за один день.
Участники маршрута стараются обращать внимание и на другие виды птиц, зимующих в Москве, чтобы понять, кто как освоился в условиях мегаполиса.
"В Москве в результате преобразования долин рек, строительства, исчез князёк (белая лазоревка) - одна из красивейших мелких синиц Европы", - сообщил орнитолог Юрий Буйволов.
Особенно тяжело стало птицам открытых пространств - полей не осталось, луга постоянно косят. Лесным - нужна трава и листва, которые тоже регулярно убирают. А вот привычные голуби и воробьи в каменных джунглях чувствуют себя как дома. Многочисленные городские постройки они воспринимают как скалы и горные ущелья, в которых обитали раньше. Так что за популяцию этих видов можно не волноваться, а вот синички точно будут признательны за искусственные гнёзда и кормушки и, может, тоже станут почти ручными, как голуби и утки.