В Оренбурге врачи извлекли из плеча солдата гранату, готовую взорваться в любой момент
Медалями, которые вручают за личное мужество в бою, награждены военные врачи Оренбургского госпиталя. Полем боя для них стал больничный коридор - у пациента в теле активированная граната, которая могла взорваться в любой момент. Вадим Русин, Сергей Ходырев, Михаил Дахнюк, Михаил Тингаев и сапер Джамшед Асроров взяли ответственность на себя, эвакуировали всех из здания и просто сделали свою работу.
Боевая граната находилась в теле Антона два часа – больше 7 тысяч секунд, каждая из которых могла стать последней. В тот день, закончив стрельбы, взвод отправился сдавать оружие. По недосмотру, один из гранатометов остался заряженным. При передаче он выстрелил. Снаряд попал Антону в плечо. То, что он не взорвался сразу же, иначе как чудом назвать нельзя.
"Я понял, что кричать, рыдать, все это бесполезно. Попытался взять себя в руки", - вспоминает младший сержант мотострелковых войск Антон Буранов.
Снаряд застрял под правой лопаткой. С чрезвычайной осторожностью в сопровождении саперов Антона доставили в госпиталь Тоцкого гарнизона. Уже сам этот переезд был невероятно опасен: малейший толчок или резкое движение - граната с активированным взрывателем отозвалась бы мгновенно и страшно. На руки врачам впервые в их практике передавали не пациента, а фактически живую бомбу.
Михаил Дахнюк, анестезиолог-реаниматолог военного госпиталя Тоцкого гарнизона рассказывает: "Когда выяснили, что находится мина, то привезли бронежилеты, каски. Но в них работать неудобно и невозможно. Поэтому пришлось без них".
Врачи понимали: каски вряд ли помогут. ВОГ-17, так называется этот заряд, оснащен взрывателем мгновенного действия. Любой, у кого он разорвется в руках, со стопроцентной вероятностью обречен.
Первым делом от работы с пациентом отстранили женщин, выведя их за пределы госпиталя. Функции медсестер взяли на себя реаниматологи Сергей Ходырев и Михаил Дахнюк. Саму операцию проводили хирурги Вадим Русин и Михаил Тингаев. Операционный стол вынесли в приемный покой – рисковать своими жизнями врачи были готовы, оборудованием операционной – нет. Найти местонахождение заряда, добраться до него, подготовить к выемке. Мучительные 40 минут.
"Выделили из окружающих тканей потихонечку, а когда мы выделили, мы обнаружили, что колпачок, прикрывающий взрыватель... в общем, его нет", - делится хирург военного госпиталя Тоцкого гарнизона Вадим Русин.
Этот момент помнят все. Граната с открытым взрывателем, неподвижный пациент под наркозом, и пятеро мужчин в пустом госпитале, откуда эвакуировали весь персонал. Пятым был Джамшед Асроров – сапер, вызванный на помощь врачам.
"Он инструктировал нас, как вести себя в этой ситуации. Как сделать так, чтобы он не взорвался. После того, как он извлек его и снаряд был удален с территории госпиталя, естественно, наступило облегчение", - рассказал хирург военного госпиталя Тоцкого гарнизона Михаил Тингаев.
Врачи, сделавшие уникальную операцию, награждены медалями "За отвагу" и "За спасение погибавших". Они до сих пор регулярно созваниваются с семьей Антона, чтобы справиться о его самочувствии.
Галина Буранова, мама Антона, говорит: "Поддерживают нас. Я благодарна им. Наверное, ни у одной матери не найдется столько слов, чтобы отблагодарить их".
Младший сержант Буранов лишился одной руки. Сейчас Антон дома. Для нормальной жизни ему потребуется дорогостоящий протез, денег на который у семьи пока нет.
35