100 лет назад на улицах появились светофоры
Транспортный хаос - глобальная проблема человечества. Одно из устройств, которое помогает её преодолеть - светофор. И как раз в наступившем году он отмечает круглую дату - 100 лет.
Из многочисленных светодиодов, металла и пластика рождаются светофоры - устройства, без которых вот уже 100 лет представить нашу жизнь было бы сложно.
Трёхсотый или шестисотый - в принципе, неважно. За минувший век технологии шагнули далеко вперёд. Но основные характеристики светофора остались неизменны - три круга трёх цветов. Экспериментальный экземпляр ещё и с антивандальным козырьком.
Споры о том, как должен выглядеть удобный светофор, не утихают уже которое десятилетие. Изобретатели со всего мира предлагают то изменить очертания устройства, то разнообразить его по цветам. Разработка одного из российских дизайнеров - вызов традиционной светофорной геометрии.
"Мы видим сейчас красный круглый сигнал. Предлагается сделать его квадратным, чтобы форма соответствовала цвету. Жёлтый, который мы ждём, в нашем случае, будет треугольником. Зелёный остаётся прежним", - рассказывает изобретатель Юрий Козин.
А вот со светофорной палитрой лучше не экспериментировать, считают психологи. По их мнению, каждый цвет в этом дорожном наборе не просто так. Например, красный в природе означает опасность, зелёный - умиротворение, тишину.
"Жёлтый цвет нам даёт надежду на что-то. Например, солнце, тепло или огонь, который даст нам тоже тепло и пищу. Соответственно, жёлтый цвет он такой предупредительный. Будь внимателен, говорит он нам", - объясняет психолог Мария Пугачёва.
Чтобы не запутаться, на какой свет можно идти, а на какой нужно стоять, в Красноярске для самых маленьких связали варежки, на которых маленькие светофорчики. В ГИБДД считают, что такая наглядная зацепка - эффективный способ напомнить ребёнку о правилах поведения на проезжей части.
На перекрёстке Пятой авеню и 57-й стрит в Нью-Йорке уже сложно себе представить, что почти 100 лет назад первый неброский светофор был установлен именно здесь. Сохранились не только фотографии того времени, но даже чертежи нового устройства. Отсюда светофор и начал своё триумфальное шествие по всему миру.
Пересечение Петровки и Кузнецкого моста. Здесь и сейчас очень плотное движение. В начале 30-х годов прошлого века именно на этом перекрёстке появился первый в Москве светофор. Правда, он был меньшего размера, чем современные трёхглазые регулировщики. И висел не на столбе, а стоял на небольшой подставке прямо на земле. При этом зелёный цвет загорался над жёлтым, а красный располагался под ним.
Если первые светофоры управлялись постовыми вручную, то уже совсем скоро электрические регулировщики стали более самостоятельны. Взяв за основу форму светофоров, на фабриках потом даже делали ёлочные игрушки - верный признак популярности нового устройства.
"Первое время к ним так относились - забава какая-то появилась, а потом прониклись. Представьте себе сейчас Москву, недавний случай, 2005 год, когда на Чагинской подстанции авария случилась, часть Москвы была обесточена и не работали светофоры - коллапс, всё, Москва встала", - рассказывает краевед Алексей Дедушкин.
Отдавая должное, в разных частях страны появились памятники электронному регулировщику. Один из них установлен в Новосибирске, авторы не забыли и о постовом - композицию дополняет скульптура человека, бок о бок работающего со светофором.
А в Пензе, неподалёку от привокзальном площади, недавно выросло целое светофорное дерево, мерцающее разноцветными огнями, оно быстро стало местной достопримечательностью.