Российское судно «Спарта» терпит бедствие у берегов Антарктиды
Спасательная операция в Антарктике. На помощь российскому рыболовецкому судну, попавшему в ледовый плен, готов вылететь транспортный самолёт новозеландских ВВС. Он сбросит насос для откачки воды и провизию, которой должно хватить до подхода спасателей. Зажатое во льдах судно получило пробоину, но остаётся на плаву.
"Спарта" уже не тонет, команде рыболовецкого траулера удалось устранить течь в корпусе судна, но до спасения еще далеко.
"Российские моряки заделали пробоину брезентом и пока, благодаря давлению воды, эта так называемая "заплатка" препятствует быстрому поступлению воды, но гарантий, что это спасет ситуацию, нет", - сообщил координатор спасательной операции Рэймон Дэвис.
Пробоина в корпусе по левому борту - ниже ватерлинии. Вода в трюме. Крен на левый бок. "Спарта" начинает тонуть.
"По сообщению капитана, пробоина 40 на 10 сантиметров, не очень большая, но в принципе для такого судна достаточно, чтобы получить значительное количетво воды и это представляет большую опасность", - считает президент Дальневосточной ассоциации мосрких капитанов Петр Осичанский.
Сигнал бедствия со "Спарты" поступил в 3 часа 15 минут по местному времени. Первым откликнулись новозеландские спасатели - эта страна ближе всего к тонущему судну. Но эта близость относительна - до берега почти 4000 миль и несколько суток пути. Откачать воду и выровнять судно команде "Спарты" - на борту русские, индонезийцы и украинец - удалось только во второй половине дня.
"Ситуация нормализовалась, вода откачана, для страховки ждем самолета, который дополнительные насосы, но произойдет это не раньше, чем через сутки", - уверен генеральный директор компании-судовладельца Андрей Поломарь.
Рассчитывать на помощь кораблей в районе бедствия пока не приходится - подойти к "Спарте" невозможно из-за ледовых торосов. Ближайший ледокол в сутках пути.
В этом же районе в 1977 году метеоролог Евгений Колутшев побывал в похожем плену у дрейфующих льдов. Восточный ветер гнал их в одну сторону и просто зажал корабль в тиски. Даже флагману советской антарктической экспедиции Михаилу Сомову пришлось сдрейфить и дрейфовать по ветру. Оставалось надеяться на помощь или ждать на море погоды.
"Мы полтора месяца не могли выйти из этих льдов, пока не подул ветер с запада, что в это время в Антарктиде большая редкость. Когда подул западный ветер, появились разводи, и мы вышли", - вспоминает главный специалист отдела флота Института Арктики и Антарктики Евгений Колтушев.
Рыбаки плывут на такой риск сознательно - ради большого улова клыкача, рыбы похожей на масляную, и заработка. В море Росса сейчас сезон добычи этой ценной породы. Год назад в этом же районе затонуло корейское судно. 22 человека погибли.
"Это очень востребованная особенно на американском рынке рыба, стоимостью до 70 долларов за кг, поэтому многие судовладельцы, не только российские, но и корейские, пренебрегают погодными условиями и ледовой обстановкой в надежде получить хороший улов", - считает руководитель группы общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
"Спартанцы" ждут помощи и продолжают боротся за жизнь. В попытках спастись за борт пришлось выбросить и всю пойманную рыбу. Несколько тонн деликатесного клыкача - завидный, но в этой ситуации совершенно бесполезный улов.