Депутаты Москвы и Московской области утвердили соглашение об изменении границ столицы
Депутаты Московской городской думы вслед за депутатами Московской области утвердили соглашение об изменении границ между Москвой и Подмосковьем. Окончательную точку в этом вопросе поставит Совет Федерации, и с июля 2012 года территория столицы нашей Родины увеличится почти в 2,5 раза. На присоединяемых 148 тысячах гектаров будут строить жилые кварталы, дороги и разместят федеральных чиновников.
Жительница подмосковного поселка Десна Валентина Михайловна Трушкова недавно узнала, что скоро станет москвичкой. Она прожила в этих краях 50 лет, и за прошедшие годы вокруг почти ничего не изменилось. Против присоединения к Москве Валентина Михайловна ничего не имеет, лишь бы остался ее огород, петрушка и чеснок. Но вот в массовый переезд чиновников за МКАД пенсионерке сложно поверить. "И где ж они поселятся? Они, наверное, в Вороново, где 34-й километр, там какая-то большая стройка идет", - задумывается пенсионерка.
Никакой стройки еще нет. Есть политическое решение: увеличить площадь Москвы в 2,5 раза за счет территории Московской области между Варшавским и Киевским шоссе. Сюда же планируется перевести большую часть федеральных ведомств, а также Думу, правительство и даже Администрацию Президента.
На этой неделе депутаты Москвы и области законодательно оформили это решение. А первым о планах расширения Москвы рассказал Президент Дмитрий Медведев: "Офисы разбросаны по всей Москве: есть Кремль, есть Белый дом и огромное количество министерств и ведомств, есть парламент, есть суды. Все это планируется собрать на относительно компактном участке земли. Сразу хочу сказать: там никто не живет, никого не нужно будет выселять, сейчас это пустые земли. И там возникнет как раз новый государственный центр".
Москва - типичный город, где все - через центр. Все главные улицы расходятся от Кремля, и столетиями их связывали кольцами. Эта средневековая конструкция закрутила транспортную систему столицы в труднопроходимый лабиринт. Этому способствовали и советские градостроительные нормы, которые не предполагали, например, что на одну тысячу жителей будет приходиться 360 машин. Пробки, скученность, грязный воздух - Москва давно занимает последние строчки в рейтинге по благоустроенности среди мировых столиц.
"Я действительно чувствую себя в Москве некомфортно: громадные пробки, экология, совершенно неразвивающиеся общественные зоны, - отмечает глава "Сбербанка" Герман Греф. - Хотим мы или не хотим, Москва будет нарастать, альтернативы в этом решении, которое принято, не существует; может, можно было спорить и прирезать другие территории, это всегда вопрос споров, но то, что это единственный возможный путь - это очевидно".
"Если сравнивать с мировыми городами-лидерами по комфорту, во-первых, среди лидеров гораздо меньшие города численностью 1, 2, 3 миллиона; а все 10-12-миллионники задыхаются в транспортных проблемах", - поясняет заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов.
Московские власти внимательно следят за опытом своих зарубежных коллег. В частности, за амбициозной программой модернизации Большого Парижа. Идея создания мегаполиса мирового уровня принадлежит президенту Франции Николя Саркози. Ее смысл в том, чтобы объединить исторический Париж и пригороды, но так, чтобы каждая часть Большого Парижа была самодостаточной единицей со своим лицом.
Руководитель этого проекта архитектор Бернтран Лемуан - частный гость Москвы. К его мнению прислушиваются в мэрии.
"Вам, как и нам, придется решить ряд проблем, - разъясняет Лемуан. - Первое, преодолеть разрыв между социальными слоями населения, между богатыми и бедными, между мигрантами и коренным населением. Второе, что необходимо делать как в Москве, так и в Париже, в этих двух компактных и чрезвычайно сконцентрированных городах, это создать мультиполярные центры, чтобы не надо было по каждой проблеме ехать в центр города".
Возможно, московским властям пригодится и китайский опыт. Пекин ближе всего к Москве с точки зрения советских градостроительных решений.
"Наиболее схож с нами по развитию, конечно, Пекин: тоже старый город, построенный по советским нормам градостроительства, - рассказывает заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - Я подчеркиваю, что весь Пекин современный построен по советским нормам градостроительства; и город, который построил себе очень амбициозную задачу стать крупнейшим мегаполисом мира. Сегодня Пекин и Тайцзин - два крупнейших города Китая, планируют создать агломерацию, в которой будут проживать более 30 миллионов жителей".
Конкурс на проект Новой Москвы будет объявлен в 2012 году. Какой она будет - неизвестно, но вот какой она не должна быть - московские власти уже знают.
"Не дай бог, если мы туда выйдем застраивать 17-22-этажными домами, не дай бог, если мы при этом не будем создавать места приложения труда", - предупреждает главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
Другими словами, речь должна идти не о расширении Москвы, а о строительстве еще одного центра; не о новом спальном районе, а о создании рабочих мест. Многие жители Московской области, которым предстоит стать москвичами, думают точно так же. Они надеются, что присоединение к мегаполису не приведет к ухудшению экологии и к пробкам, а даст возможность работать недалеко от дома.
"Если здесь будет достойная зарплата - зачем же ездить в Москву, 4 часа киселя хлебать по пробкам?", - говорит житель подмосковного Троицка Михаил Сердюков.
"Не хотелось бы вырубки лесов, а то, что здесь будут сидеть чиновники, - не вижу в этом никакого минуса, может, и нам будет проще, если понадобиться к ним зачем-то поехать", - полагает другая жительница города.
Сейчас дело московских властей - убедить инвесторов вкладывать деньги в новые земли. И бизнесмены уже взялись за калькуляторы, потому что старые строительные площадки в Москве дохода почти не приносят.
"Настолько дорогой вход, что 60, 70, 80% квадратного метра уходит на то, чтобы выйти на площадку, все остальное – копейки; стоимость строительства не так высока, а там еще земля не так высока, но сроки реализации еще непонятны, - отмечает председатель Экспертного совета при правительстве РФ по ценообразованию в строительной отрасли Леонид Казинец. - Мы имеем классическую ситуацию бизнес-выбора - высокие риски и возможность высоких доходов".
Теперь вся Россия следит за тем, как старая Москва будет паковать чемоданы. Ответ на вопрос, есть ли жизнь за МКАДом, волнует всех, кто живет в крупных городах. Ведь не одна столица задыхается от плохой экологии и пробок.
Михаил Вяткин, начальник Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования администрации города Екатеринбурга, говорит: "Москва забита, а нам говорят: вы почти как Москва, на машине не проехать, проще использовать общественный транспорт; и мы смотрим за Москвой и берем ее опыт". "Есть такой проект "Большой Екатеринбург". Мы уже практически срослись с нашими соседями территорией города и Березовска, и Пышмы. И вот эти ближние города – "Большой Екатеринбург" - должны войти в состав нашего города", - рассказывает Вяткин.
А вот проект "Большая Москва" может превратиться в конкуренцию между Старой Москвой и Новой. За старым городом - исторический центр и готовая инфраструктура, за Новой - современный проект, зеленые зоны и большие возможности. Если в Новую Москву уедут госучреждения, то у Москвы, которая "не сразу строилась", появится шанс стать настоящим туристическим центром.