Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
11 декабря 2011, 21:42

Депутаты Москвы и Московской области утвердили соглашение об изменении границ столицы

Депутаты Московской городской думы вслед за депутатами Московской области утвердили соглашение об изменении границ между Москвой и Подмосковьем. Окончательную точку в этом вопросе поставит Совет Федерации, и с июля 2012 года территория столицы нашей Родины увеличится почти в 2,5 раза. На присоединяемых 148 тысячах гектаров будут строить жилые кварталы, дороги и разместят федеральных чиновников.

Жительница подмосковного поселка Десна Валентина Михайловна Трушкова недавно узнала, что скоро станет москвичкой. Она прожила в этих краях 50 лет, и за прошедшие годы вокруг почти ничего не изменилось. Против присоединения к Москве Валентина Михайловна ничего не имеет, лишь бы остался ее огород, петрушка и чеснок. Но вот в массовый переезд чиновников за МКАД пенсионерке сложно поверить. "И где ж они поселятся? Они, наверное, в Вороново, где 34-й километр, там какая-то большая стройка идет", - задумывается пенсионерка.

Никакой стройки еще нет. Есть политическое решение: увеличить площадь Москвы в 2,5 раза за счет территории Московской области между Варшавским и Киевским шоссе. Сюда же планируется перевести большую часть федеральных ведомств, а также Думу, правительство и даже Администрацию Президента.

На этой неделе депутаты Москвы и области законодательно оформили это решение. А первым о планах расширения Москвы рассказал Президент Дмитрий Медведев: "Офисы разбросаны по всей Москве: есть Кремль, есть Белый дом и огромное количество министерств и ведомств, есть парламент, есть суды. Все это планируется собрать на относительно компактном участке земли. Сразу хочу сказать: там никто не живет, никого не нужно будет выселять, сейчас это пустые земли. И там возникнет как раз новый государственный центр".

Москва - типичный город, где все - через центр. Все главные улицы расходятся от Кремля, и столетиями их связывали кольцами. Эта средневековая конструкция закрутила транспортную систему столицы в труднопроходимый лабиринт. Этому способствовали и советские градостроительные нормы, которые не предполагали, например, что на одну тысячу жителей будет приходиться 360 машин. Пробки, скученность, грязный воздух - Москва давно занимает последние строчки в рейтинге по благоустроенности среди мировых столиц.

"Я действительно чувствую себя в Москве некомфортно: громадные пробки, экология, совершенно неразвивающиеся общественные зоны, - отмечает глава "Сбербанка" Герман Греф. - Хотим мы или не хотим, Москва будет нарастать, альтернативы в этом решении, которое принято, не существует; может, можно было спорить и прирезать другие территории, это всегда вопрос споров, но то, что это единственный возможный путь - это очевидно".

"Если сравнивать с мировыми городами-лидерами по комфорту, во-первых, среди лидеров гораздо меньшие города численностью 1, 2, 3 миллиона; а все 10-12-миллионники задыхаются в транспортных проблемах", - поясняет заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов.

Московские власти внимательно следят за опытом своих зарубежных коллег. В частности, за амбициозной программой модернизации Большого Парижа. Идея создания мегаполиса мирового уровня принадлежит президенту Франции Николя Саркози. Ее смысл в том, чтобы объединить исторический Париж и пригороды, но так, чтобы каждая часть Большого Парижа была самодостаточной единицей со своим лицом.

Руководитель этого проекта архитектор Бернтран Лемуан - частный гость Москвы. К его мнению прислушиваются в мэрии.

"Вам, как и нам, придется решить ряд проблем, - разъясняет Лемуан. - Первое, преодолеть разрыв между социальными слоями населения, между богатыми и бедными, между мигрантами и коренным населением. Второе, что необходимо делать как в Москве, так и в Париже, в этих двух компактных и чрезвычайно сконцентрированных городах, это создать мультиполярные центры, чтобы не надо было по каждой проблеме ехать в центр города".

Возможно, московским властям пригодится и китайский опыт. Пекин ближе всего к Москве с точки зрения советских градостроительных решений.

"Наиболее схож с нами по развитию, конечно, Пекин: тоже старый город, построенный по советским нормам градостроительства, - рассказывает заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - Я подчеркиваю, что весь Пекин современный построен по советским нормам градостроительства; и город, который построил себе очень амбициозную задачу стать крупнейшим мегаполисом мира. Сегодня Пекин и Тайцзин - два крупнейших города Китая, планируют создать агломерацию, в которой будут проживать более 30 миллионов жителей".

Конкурс на проект Новой Москвы будет объявлен в 2012 году. Какой она будет - неизвестно, но вот какой она не должна быть - московские власти уже знают.

"Не дай бог, если мы туда выйдем застраивать 17-22-этажными домами, не дай бог, если мы при этом не будем создавать места приложения труда", - предупреждает главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.

Другими словами, речь должна идти не о расширении Москвы, а о строительстве еще одного центра; не о новом спальном районе, а о создании рабочих мест. Многие жители Московской области, которым предстоит стать москвичами, думают точно так же. Они надеются, что присоединение к мегаполису не приведет к ухудшению экологии и к пробкам, а даст возможность работать недалеко от дома.

"Если здесь будет достойная зарплата - зачем же ездить в Москву, 4 часа киселя хлебать по пробкам?", - говорит житель подмосковного Троицка Михаил Сердюков.

"Не хотелось бы вырубки лесов, а то, что здесь будут сидеть чиновники, - не вижу в этом никакого минуса, может, и нам будет проще, если понадобиться к ним зачем-то поехать", - полагает другая жительница города.

Сейчас дело московских властей - убедить инвесторов вкладывать деньги в новые земли. И бизнесмены уже взялись за калькуляторы, потому что старые строительные площадки в Москве дохода почти не приносят.

"Настолько дорогой вход, что 60, 70, 80% квадратного метра уходит на то, чтобы выйти на площадку, все остальное – копейки; стоимость строительства не так высока, а там еще земля не так высока, но сроки реализации еще непонятны, - отмечает председатель Экспертного совета при правительстве РФ по ценообразованию в строительной отрасли Леонид Казинец. - Мы имеем классическую ситуацию бизнес-выбора - высокие риски и возможность высоких доходов".

Теперь вся Россия следит за тем, как старая Москва будет паковать чемоданы. Ответ на вопрос, есть ли жизнь за МКАДом, волнует всех, кто живет в крупных городах. Ведь не одна столица задыхается от плохой экологии и пробок.

Михаил Вяткин, начальник Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования администрации города Екатеринбурга, говорит: "Москва забита, а нам говорят: вы почти как Москва, на машине не проехать, проще использовать общественный транспорт; и мы смотрим за Москвой и берем ее опыт". "Есть такой проект "Большой Екатеринбург". Мы уже практически срослись с нашими соседями территорией города и Березовска, и Пышмы. И вот эти ближние города – "Большой Екатеринбург" - должны войти в состав нашего города", - рассказывает Вяткин.

А вот проект "Большая Москва" может превратиться в конкуренцию между Старой Москвой и Новой. За старым городом - исторический центр и готовая инфраструктура, за Новой - современный проект, зеленые зоны и большие возможности. Если в Новую Москву уедут госучреждения, то у Москвы, которая "не сразу строилась", появится шанс стать настоящим туристическим центром.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей