Психолог: показывая детей в рекламе, мы втягиваем их в потребительскую гонку
В европейских СМИ обсуждают запрет в Великобритании рекламы духов, название которых отсылает к роману Набокова "Лолита". В рекламе снялась 17-летняя модель, и британцы стали жаловаться на то, что слишком сильным получился эротический подтекст.
Случаев, когда в рекламе используют образы несовершеннолетних, в мире предостаточно. В разных странах этот вопрос регулируется по-разному. Споры возникают не только на почве подростковой сексуальности. Проблема шире - можно ли вообще использовать детей в рекламе. Считается, что к тем материалам, в которых присутствуют дети, потребители относятся не то что без раздражения, а с большой симпатией. Этим могут пользоваться не только добросовестные рекламодатели. В некоторых странах, например, в Италии, вообще запретили использовать в коммерческих рекламных материалах детей в возрасте до 14 лет.
В России такого запрета нет, но есть ограничения. По закону, в рекламе не допускается дискредитация родителей и воспитателей, побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести рекламируемый товар. Кроме того, нельзя показывать детей в опасных ситуациях. Вообще задействовать несовершеннолетних можно только в рекламе товаров, которые предназначены не только взрослым, но и самим детям. Ясно, что, например, алкоголь в эту категорию не попадает, но единого перечня подходящих товаров нет, и порой выходит, что детей снимают даже в рекламе, например, огнетушителей.
Психолог Татьяна Мужицкая в дискуссии с представителем рекламной индустрии, креативным директором Эльдаром Джинчарадзе в рамках рубрики "За и против" выступила против использования детей в рекламе. Она считает, что этим рекламодатели втягивают детей, которые "совершенно об этом не думают" в "потребительскую гонку".
Психолог отметила, что маленьких детей очень притягивает реклама, они ее всегда смотрят и даже "разговаривают рекламными слоганами". Если в рекламе участвуют дети, они "ставят себя на место другого ребенка" и начинают ему завидовать. "Мы навязываем стандарты красоты и этим развиваем комплекс неполноценности" у детей, считает эксперт.
Выход специалист видит в использовании при создании рекламных роликов мультипликации. "Тогда психика не страдает, - уверена психолог, – потому что при этом работают совершенно другие ее механизмы".