Дело летчиков — что на самом деле может скрываться за приговором таджикского суда
Судьба летчиков российской авиакомпании, арестованных в Таджикистане, остается в центре внимания политиков и средств массовой информации. Совет Федерации выступает с обращением к своим коллегам в Душанбе, Госдума настаивает, чтобы парламент Таджикистана взял под контроль дело летчика Садовничего. Свою точку зрения изложила и таджикская сторона на экстренной пресс-конференции генпрокурора республики.
Между тем, в российской прессе сегодня появились публикации, и они проливают свет на возможный тайный механизм всей этой истории, который был запущен после совершенно другого ареста. А пока выясняется истина, семьям летчиков остается надеяться на их выдержку, здоровье и помощь России.
Она старается держать себя в руках, но делать это очень сложно. Ирина Садовничая уже полгода не может даже поговорить с мужем по телефону. Не разрешают. Единственная связь - через адвоката. Сегодня защитник осужденных пилотов сообщил, что завтра подаст кассационную жалобу на обвинительный приговор.
На пересмотр решения суда очень рассчитывают и в России. Письмо с убедительной просьбой вернуться к рассмотрению этого дела передала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко своему таджикистанскому коллеге, председателю парламента. "Это очень уважаемый, очень влиятельный политик в Таджикистане. Он с пониманием отнесся к позиции Совета Федерации и к тому общественному резонансу в нашем обществе", - сообщила Валентина Матвиенко.
Разобраться в деле летчика накануне Президент России Дмитрий Медведев. По его словам, ситуация вызывает много вопросов. Пилот Владимир Садовничий и его эстонский коллега Алексей Руденко были осуждены на 8 с половиной лет за то, что якобы нарушили границу Таджикистана и занимались контрабандой. Летчики категорически не согласны с таким обвинением. Это была вынужденная посадка: топливо кончалось, диспетчеры дали добро на приземление, настаивают пилоты.
"Контрабанда с прорывом таможенной границы, с физическим применением силы против таможенных органов и со скрытием от таможенных органов - дикость. Наш груз остался весь внутри самолета. Мы даже не пересекли таможенную границу, потому что юридическим фактом пересечения таможенной границы является выгрузка груза, потому что самолет - это другое государство", - говорит гражданин России, осужденный летчик Владимир Садовничий.
Все доводы подсудимых и их адвоката, кажется, просто не слышат. Или не хотят слышать. Сегодня на экстренной пресс-конференции позицию обвинения высказал лично генеральный прокурор республики. По его данным, Афганистан, откуда летели пилоты, сообщил в Душанбе, что они работали на его территории без лицензии. Уточнений, почему их не арестовали в Кабуле, не последовало.
"Этот факт не имеет политического характера, как это делают некоторые средства массовой информации. Это является чисто преступлением и согласно закону по всему миру, человек, который совершил преступление, должен нести ответственность", - сказал генеральный прокурор Республики Таджикистан Шерхон Салимзаде.
В чем преступление? Ответ на этот вопрос не могут найти и в Министерстве иностранных дел России. Сегодня в ведомстве заявили, что все предъявленные обвинения не подкреплены никакими убедительными доказательствами. А сам факт задержания является грубейшим нарушением международного законодательства.
"Мы до сих пор не получили внятного ответа, почему таджикистанская сторона, несмотря на международные конвенции, не проинформировала нас в положенный четырехдневный срок", - сказал официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
Всё дело в самолетах. Генеральный директор авиакомпании, в которой работают арестованные пилоты, сегодня заявил, что власти Таджикистана его шантажировали. С первых дней они хотели только одного - конфисковать два самолета АН-72. "С самого начала, после посадки в Курган-Тюбе, нам говорили: ребята, никаких проблем, все уладится. Но через некоторое время они нам стали откровенно угрожать: или по-хорошему оставьте нам самолеты, или летчики получат 10 лет тюрьмы", - сообщил генеральный директор авиакомпании "Ролкан" Сергей Полуянов.
В чем истинная причина ареста пилотов пытаются выяснить журналисты. Сегодня в СМИ появилось несколько возможных версий. По одной из них, ситуация, сложившаяся вокруг задержания пилотов, выгодна президенту Таджикистана. "Он очень хочет судьбу летчиков превратить в торг. К тому же важно: он очень хочет показать Вашингтону, что не зависит от России", - говорит председатель таджикского общественно-политического движения Дододжон Атовуллоев.
Есть еще одна версия. Она тоже связана с главой республики. Недавно в Подмосковье осудили четверых граждан Таджикистана. За хранение и сбыт крупной партии героина их приговорили к девяти с половиной годам тюрьмы. По данным журналистов, осужденные - дети высокопоставленных чиновников из Душанбе, а один из них близкий родственник самого президента. И суровый приговор летчикам - якобы месть.
К тому же не исключено что в Таджикистане рассчитывают на обмен. Ведь именно в эти дни Верховный суд России должен рассматривать кассационную жалобу на приговор в отношении наркокурьеров.