Выводы комиссии МАК о катастрофе Як-42 в Ярославле
Особое внимание сегодня было приковано к пресс-конференции Межгосударственного авиационного комитета. На ней озвучили итоги расследования причин катастрофы в Ярославле - той самой, в результате которой погибла хоккейная команда "Локомотив". Основной вывод - ошибка экипажа. Выяснилось, что одного из пилотов вообще не должны были допустить к тому полёту.
Они точно давили на тормоза при взлете, и сколько бы иных нарушений не выявила комиссия, именно этот фактор в первую очередь привел к катастрофе. Но почему взлетая пилот притормаживал? Причина в той самой микроскопической ошибке - неправильном положении ног.
"Ошибочные обжатия тормозных педалей в процессе разбега возможно, если ноги пилота находятся на тормозных площадках", - сказал председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ Алексей Морозов.
Летчики-испытатели во время экспериментов семь раз в точности повторили пробег злополучного Як-42 и подтвердили - они бы взлетели и не завалились бы на крыло, если бы не тормоза.
"Мы сначала произвели нормальный взлет с моментами установки рулей во взлетное положение в соответствие со взлетом при аварии И на этих скоростях он должен был уже лететь. Но при торможении нос не поднимался, и машина продолжала движение по полосе", - сообщил Василий Севастьянов, летчик испытатель.
Это следствие первой причины МАК выяснила - и командир судна, и второй пилот большую часть своего летного опыта приобрели на машине иного класса. КВС налетал на Як-40 4700 часов. Втрое больше, чем на ЯК-42. Второй пилот вообще был опытнейшим летчиком с налетом на Як-40 13 с половиной тысяч часов, но не на Як-42. И ничего бы страшного, если бы в компании "Як Сервис" к переобучению и подготовке экипажей для работы на машинах иного класса относились как должно.
"Переучивание командира воздушного судна /КВС/ и второго пилота на Як-42 проходило с грубым нарушением действующих нормативных документов. Переучивание проводилось с освоением и выполнением полетов на другом, отличающемся, в том числе педалями, типе воздушного судна, - самолете Як-40, что повлияло на негатив перенос навыков пилотирования и управления", - заключил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ Алексей Морозов.
А вот в чем причина той катастрофически неправильной постановки ног на тормоз. На Як-40 ступни плотно лежат на педали, а на Як-42 их положение, как во время управления автомобилем.
То чего вообще не должно было произойти - появление в экипаже человека с заболеванием, которое оказывает негативное влияние на нервную систему, в частности, на координацию движений ног. А это был второй пилот, самый опытный человек в кабине управления. И в его крови обнаружен фенобарбитал. Медики не должны были допустить его к полетам.
Алексей Морозов со ссылкой на наблюдавшего второго пилота невролога сообщил, что с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов на ногах, а с 2005 года и на руках. "Что косвенно говорит о поражении периферических нервов, то есть развития у него полинейропатического синдрома. В подтверждение указанного говорит назначенное врачом-неврологом в 2007 году, к которому второй пилот обращался в частном порядке, препарата нейромедин, который применяется для улучшения нервно-мышечной передачи. Полинейропатический синдром проявляется, в том числе в нарушении координации движения ног и контроля их пространственного положения. В результате расстройства поверхностной и глубокой чувствительности нижних конечностей", - пояснил председатель технической комиссии.
"В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему, запрещенный к применению пилотами", - сообщил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ Алексей Морозов.
То есть компания "Як Сервис" к медицинскому контролю относилась так, что об обеспечении безопасности и речи не было.
В последний момент командир испугавшись дернул штурвал от себя, бортинженер решил, что взлет отменяется и снизил обороты. Но окрик второго пилота заставил КВС опять пойти на взлет, а двигатели набрать нужную мощь уже не успели.
Они могли успеть остановиться, если бы приняли такое решение в секунду, когда приняли другое. Это стало очевидно в ходе экспериментов, как и то, что грешить на длину взлетной полосы, качество топлива, и исправность всех систем самолета нужды нет. Человеческий фактор и в этом случае причина катастрофы. Хотя МАК выявлением виновных не занимается. Теперь слово следствию.