МАК представил итоги расследования причин катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем
Межгосударственный авиационный комитет обнародовал итоги расследования катастрофы Як-42, в которой погибла одна из лучших хоккейных команд страны - ярославский "Локомотив". Специалисты пришли к выводу, что самолет разбился из-за ошибки экипажа. И к трагедии привела целая цепочка событий, которые пилоты могли предотвратить, если бы своевременно остановили взлет.
Они точно давили на тормоза при взлете, и сколько бы иных нарушений не выявила комиссия, именно этот фактор в первую очередь привел к катастрофе. Но почему взлетая пилот притормаживал? Причина в той самой микроскопической ошибке - неправильном положении ног.
"Ошибочные обжатия тормозных педалей в процессе разбега возможно, если ноги пилота находятся на тормозных площадках", - сказал председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ Алексей Морозов.
МАК выяснила - и командир судна, и второй пилот большую часть своего летного опыта приобрели на машине похожей Як-40, но именно в системе тормозов принципиально иной. Капитан воздушного судна налетал на сороковом втрое больше, чем на Як-42. Второй пилот на порядок. И ничего бы страшного. Но серьезно к переобучению экипажей для полетов на машинах иного класса компания "ЯК Сервис" не относилась. А вот в чем причина этой катастрофически неправильной постановки ног.
То, что вообще недопустимо в авиации - у второго пилота, того, кто доминировал в экипаже как самый опытный, в крови обнаружен фенобарбитал. Препарат оказывающий негативную реакцию нервную систему. У него были проблемы с координацией ног. Медики не могли допускать его к полетам.
Алексей Морозов со ссылкой на наблюдавшего второго пилота невролога сообщил, что с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов на ногах, а с 2005 года и на руках. "Что косвенно говорит о поражении периферических нервов, то есть развития у него полинейропатического синдрома. В подтверждение указанного говорит назначенное врачом-неврологом в 2007 году, к которому второй пилот обращался в частном порядке, препарата нейромедин, который применяется для улучшения нервно-мышечной передачи. Полинейропатический синдром проявляется, в том числе в нарушении координации движения ног и контроля их пространственного положения. В результате расстройства поверхностной и глубокой чувствительности нижних конечностей", - пояснил председатель технической комиссии.
"В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему, запрещенный к применению пилотами", - сообщил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ Алексей Морозов.
Это итоги, у которых есть первопричина. Компания "ЯК Сервис", что к подготовке пилотов, что к их переобучению, что к медицинскому контролю относилась так, что об обеспечении безопасности и речи не было.
"Переучивание командира воздушного судна /КВС/ и второго пилота на Як-42 проходило с грубым нарушением действующих нормативных документов. Переучивание проводилось с освоением и выполнением полетов на другом, отличающемся, в том числе педалями, типе воздушного судна, - самолете Як-40, что повлияло на негатив перенос навыков пилотирования и управления", - заключил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ Алексей Морозов.
Очевидно - грешить на длину взлетной полосы, качество топлива, и исправность всех систем самолета нужды нет. Человеческий фактор и в этом случае причина катастрофы. Хотя МАК выявлением виновных не занимается. Теперь слово следствию.