Во Владивостоке прошли учения по спасению экипажа подводной лодки
Перед моряками была поставлена задача: за считанные минуты покинуть терпящую бедствие сумбарину. Справились на отлично.
Субмарина столкнулась с судном, получила пробоину и легла на грунт. Один из немногих путей спасения для экипажа - эвакуация через торпедный аппарат. Учения проходят точно по сценарию ЧП 1981 года - тогда дизельная подводная лодка затонула неподалёку отсюда, в заливе Петра Великого.
Всё нужно делать быстро - даже по учебным нормативам на эвакуацию отводится не более 40 минут. При настоящей аварии и этого времени у подводников может не быть. Покидая субмарину, приходится ползти через трубу диаметром всего полметра в полном комплекте водолазного снаряжения с дыхательным аппаратом наперевес, а потом всплывать с большой глубины.
"Если человек не служит в подводном флоте, для него это будет тяжело и страшно. Эта труба, если вы сами посмотрите - тёмная, не видно ни конца, ни света. То есть человеку психологически будет тяжело", - говорит начальник медицинской службы подводной лодки Анатолий Цой.
Самочувствие экипажа контролируется на каждом этапе эвакуации. Когда моряки скрываются в торпедной трубе, связаться с ними можно только одним способом - с помощью старой испытанной системы сигналов.
К операции подключаются профессиональные водолазы. Каждого, кто выбрался из субмарины, нужно сопроводить на спасательный бот. За процессом наблюдают из штаба - под воду вместе с водолазами спущен управляемый телеаппарат. В это время часть экипажа покидает аварийную подлодку ещё одним способом - через верхний люк.
Пока водолазы помогают тем, кто эвакуировался через торпедный аппарат, быстроходная лодка готовится взять на буксир спасательный плот с остальными членами экипажа. Их доставят на катер, где всех эвакуированных ждёт медосмотр.
Первым делом всех, кто всплыл, отправляют в барокамеру. Давление моряков постепенно приходит в норму. Молодые офицеры отмечают: на настоящей боевой субмарине всё сложней, чем в учебных классах.
"Учебные торпедные аппараты гладкие, есть освещение какое-то. Через этот торпедный аппарат, фактически, когда выходишь, темно, ничего не видно. Но если будет фактическая такая ситуация аварийная, я думаю, любой выйдет через такой аппарат, потому что это единственное спасение подводника", - говорит инженер штурманской воинской части подводной лодки Сергей Шокол.
Все члены экипажа спасены, моряки уложились точно в отведённое время. Командиры оценивают работу на отлично с традиционным пожеланием - чтобы и впредь на субмарине раздавалась только учебная тревога.