В Ростовской области вдоль реки Миус идут поиски советских солдат, погибших в Великую отечественную
С 1941 по 1943 год здесь были ожесточенные бои. Красноармейцы штурмовали хорошо укрепленные позиции гитлеровцев, которые сравнивали с линией Маннергейма. Тогда наши бойцы совершили настоящий подвиг. Но многие так и остались в этой земле. Теперь, спустя почти 70 лет, в их честь гремят ружейные залпы.
Металлоискатель не замолкает ни на секунду. На первый взгляд, обычное поле с сухой осенней травой, но здесь, говорят поисковики, буквально каждый метр усыпан осколками.
В этих местах находился так называемый Миус-фронт - практически неприступный оборонительный рубеж гитлеровцев, протяженностью в 100 километров, который проходил вдоль реки Миус от поселка Самбек в Ростовской области до Красного Луча в Донбассе, и по степени укрепленности был сопоставим с линиями Маннергейма и Мажино. В Великую отечественную Миус-фронт еще называли "кровавым". Его все же смогли прорвать. Но за 3 года ожесточенных боев - с 1941 по 1943 год - здесь погибло около 1 миллиона советских солдат.
"Эти высоты штурмовали практически невооруженные ростовчане, не имея вооружения, не имея даже формы, в гражданской одежде они карабкались с берегов реки Миус на неприступные немецкие позиции", - рассказывает руководитель поискового объединения "Миус-Фронт" Андрей Кудряков.
Каждый день рейда - по 10 часов в сутки с лопатой в руках - это и есть поиск. Все ради того, чтобы отыскать подлинные свидетельства солдатского подвига, и главное - поднять и после достойно захоронить останки героев. Участники "вахты памяти" работают даже в дождь, когда сырая земля, буквально напичканная не только осколками, но и неразорвавшимися боеприпасами, в любой грозит обрушиться.
Особо опасная находка - мины на боевом взводе. При перепаде температур или ударе они могут взорваться. Поэтому на полки музея они не попадут точно. Поисковики передадут их армейским саперам, которым придется их уничтожить.
С глубины нескольких метров участники "вахты" поднимают очередные находки: каску, кружку, саперную лопатку и автомат. Позже находят останки солдата. Все заметно волнуются. Сразу не понять: красноармеец это или гитлеровец? Вера Кадченко находит небольшой кусок заржавевшего металла. Внимательно рассматривает. "По звездочке с пилотки нам теперь точно понятно, что это боец советский. И этот раскоп того стоит. Это редкая находка. Я говорю это с большим трепетом в душе", - говорит руководитель поискового отряда "Дорогами Азова" Вера Кадченко.
За осеннюю "вахту" удалось поднять более 30 красноармейцев. Однако их имена установить не смогли. Солдатских медальонов при них не оказалось. В последний путь безымянных бойцов провожают и поисковики, и жители окрестных сел. Это за их землю сражались павшие воины. В их честь - почетный караул 66 лет спустя. И ружейные залпы.