Что должно измениться в системе образования, чтобы профессия учителя вновь стала престижной
На этой неделе в России отметили день учителя. В стране сейчас работает более миллиона преподавателей, от которых в конечном итоге зависит будущее наших детей и значит и будущее страны. За последние 20 лет в России учителя пережили и хроническое недофинансирование, и поспешные реформы, однако нельзя не заметить, что сегодня к энтузиазму профессионалов с помощью государства добавлены и новые технологические средства, и новые условия для обучения.
Для показательного урока в московском лицее №1520 сельский учитель биологии Алексей Овчинников специально не готовился. И о сложном строении клетки рассказал на простых примерах из жизни. "Когда я приехал в Москву, спустился в подземку и увидел там схему метро. Взглянув на нее, я понял, что она является как раз аналогом эндоплазматической сети", - объясняет Алексей Овчинников.
На уроках Овчинникова все на что-то похоже. Биологию он преподает уже 16 лет. И все эти годы в одной и той же школе села Теплое Липецкой области. В этом году он стал участником Всероссийского конкурса "Учитель года". Эта церемония состоялась 5-го октября, в Международный день учителя. И по традиции с профессиональным праздником педагогов поздравил Президент.
"День учителя – о нём знают все, потому что все учились в школе и почти все были или являются родителями, дети которых учатся в школе, - сказал Дмитрий Медведев. - Для меня удивительно, что этот праздник в нашей стране празднует 14 миллионов человек. Кто эти 14 миллионов человек? Это, во-первых, десятая часть нашей страны, а во-вторых, это, конечно, все ученики и все учителя. Это на самом деле всенародный праздник".
Но, несмотря на праздник, во время встречи Дмитрия Медведева с участниками конкурса в основном говорили о проблемах, которых в образовании ещё достаточно.
Учителя средней школы №3 города Глазов сентябрьской зарплаты ждали с нетерпением. 30-процентная прибавка существенно меняла их доход. Но новые зарплаты стали для всех полной неожиданностью. Учитель английского Наталья Трефилова даже получила меньше обычного, на пятьсот с лишним рублей.
"На руки с учетом вычетов получается 6300", - сказала учитель английского языка Наталья Трефилова.
Такие истории, к сожалению, не единичны. Хотя с 1 сентября 30-процентное увеличение должно было коснуться всех учителей без исключения. Министерству образования уже поручено провести селекторное совещание с регионами и в кротчайшие сроки решить проблему. Президент пояснил, что помимо 30-процентного увеличения, добавить должны и местные власти, дотянув размер учительской зарплаты до средней по региону.
"Почти в половине регионов решение, которое было принято о доведении зарплаты учителя до среднерегиональной, уже исполнено. По-моему, как раз в 38 такое решение будет исполнено в течение ближайшего года, - заявил Президент. - Учительский труд особый, он очень сложный, и за него мало платят во всём мире. Я имею в виду, меньше по отношению, например, к зарплате в бизнесе или зарплате юриста, но в то же время всё равно очень многие люди работают учителями, потому что это призвание. Но нужно было сделать так, чтобы эта зарплата была сопоставима со среднерегиональной. Сейчас мы почти этого уже добились. В следующем году, когда встретимся, уверен, всё будет нормально".
Государство, пояснил Дмитрий Медведев, будет добиваться и решения другой, не менее важной школьной проблемы. Образования на селе, где также нужно учить детей, но зачастую некому.
Для директора сельской школы Ирины Борисовой каждый педагог - на особом счету. Их у нее и так не хватает. Директор ездила и в район, и в область, чтобы пригласить молодых специалистов. Но, кроме зарплаты, предложить нечего. Да и ей не заманишь. Как сказала директор Новозыковской средней школы Ирина Борисова, у педагога, только после вуза и имеющего нагрузку 18-20 часов, заработная плата - в пределах -6-7 тысяч.
Как быть в этой ситуации Президента спросил победитель конкурса Алексей Овчинников. Ведь в его сельской школе - те же проблемы. Он сам, несмотря на стаж в 16 лет, до сих пор - молодой специалист, потому что младше никого нет.
"Как быть вот с молодыми педагогами, которые приходят в школу с институтской скамьи?", - спросил Алексей Овчинников.
"А на селе когда приходит молодой специалист, – и я всегда этой позиции придерживался – нужно сделать так, чтобы и региональные руководители, и работодатель, и, например, местное наиболее крупное предприятие постарались предоставить молодому специалисту, а это учителя и врачи, квартиру сразу же: как минимум вначале служебную, а потом с перспективой выкупа её или же приобретения её на каких-то льготных началах", - ответил Дмитрий Медведев.
Именно так поступили в селе Холмогоры Архангельской области. Здесь при содействии региональной власти и партии "Единая Россия" началось строительство дома для педагогов, которое закончится в середине следующего года. Пока здесь сделан только фундамент, но учитель Елена Головина и еще несколько педагогов уже получили денежные сертификаты на приобретение квартир в этом доме.
"Я получила сертификат на 819 тысяч. И надеюсь приобрести двухкомнатную квартиру", - рассказала учитель русского языка и литературы Елена Головина.
Модернизация образования, говорили на встречи с Президентом, это не только решение жилищных вопросов учителей, но и приобретение современного оборудования, и ремонт школ, на который тоже нужно выделять деньги.
Чтобы увидеть рост кристаллов, гадчинская школа №9 получила самое современное оборудование. И сейчас это одно из немногих учебных заведений в Ленинградской области, на базе которого работает настоящий научный центр. Но само здание школы тоже требует обновления. Из-за износа протекает крыша. Ремонт её начали в этом году. Но отремонтировали только 500 метров. Сделать полностью у муниципалитета денег не хватило, о чем Президенту и рассказала учитель гатчинской школы Татьяна Юрко: "Поставлено нанооборудование, а крыша течет".
"Нельзя допускать таких разрывов, когда стоит нанооборудование и в то же время крыша течёт. Это просто неправильно. Именно поэтому, кстати, в этом году, если я не ошибаюсь, у нас порядка 20 с лишним миллиардов рублей выделено именно на совершенствование инфраструктуры школ, - сказал Президент. - Конечно, обязательно нужно вкладывать в это дело деньги. Но делать это не за счёт федеральных ресурсов, а за счёт региональных ресурсов. Но всё-таки основное бремя общего образования всё равно всегда будет за государством. И не потому, что государство такое богатое, а просто потому, что так мир устроен".
Та же Татьяна Юрко затронула еще одну насущную проблему. Она рассказала, что на пенсию учителя прожить сложно, поэтому приходится учить и дальше.
"Я уже получаю льготную пенсию, потому что у меня уже стаж 27 лет работы в школе. Она составляет 6900. Хотелось бы, чтобы социальная защищенность учителя была выше", - сказала учительница русского языка и литературы Татьяна Юрко.
"Я могу только одно сказать, Татьяна Болеславовна: пенсии у нас действительно небольшие, в то же время эти пенсии довольно серьёзным образом отличаются от пенсий, скажем, 5–7-летней давности. Будем увеличивать пенсии. Но будет это происходить, конечно, не одномоментно, а с учётом общей экономической ситуации", - сказал глава государства.
Татьяна Юрко: "Но перспектива есть?". "Конечно, есть", - ответил Д. Медведев. Перспективы, объяснил Президент, есть у всего образования в России. Деньги на его развитие выделяются значительные. Бюджет, который не сокращали даже в период кризиса, сейчас составляет два триллиона сорок миллиардов рублей. И если будет необходимо, эту цифру могут увеличить. Поскольку без серьёзных вложений в образование сейчас уже сложно рассчитывать на большие достижения в будущем.