Правительство планирует ужесточение правил лицензирования авиакомпаний и подготовки пилотов
Об авиа-перевозках сегодня шла речь в правительстве. Там обсуждалась их безопасность. Как было заявлено, государство ужесточит требования при выдаче лицензий авиакомпаниям, а также к подготовке экипажей.
Владимир Путин: Что делается по исполнению поручения связанного с повышением безопасности на авиационном транспорте.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: В соответствии с указанием от президента и теми поручениями, которые вы дали нам на совещании по безопасности полетов, мы заканчиваем, согласовывать целый ряд документов. Но есть просьба уже согласовано положение о изменении лицензирования перевозок. Этим самым устанавливается минимальное количество самолетов для авиакомпаний.
Владимир Путин: Мы с вами говорили, дело не в количестве самолетов, а дело в том, чтобы любая компания, пускай у нее будет хоть один самолет, но чтобы она тогда готовила значит пилотов, могла там иметь должна бы иметь тогда тренажеры. Там целый набор требований. Если они с одним самолетом все эти требования выполняют, то ради Бога, пускай летают с одним самолетом. Но требования должны быть жесткие очень.
Игорь Левитин: Владимир Владимирович, требования будут одинаковые для любых перевозчиков. Потому что это не будет зависеть от количества самолетов. … количество самолетов тоже важно, потому что должен быть резерв Поэтому принято решение больших типов воздушных судов более 55 мест на регулярных линиях у компании должно быть не менее 10. Это те, которые выполняют магистральные полеты. А минимальный 3 самолета мы не увеличиваем мы также оставляем, но требования и к персоналу, и к самолетам будет одинаково для всех.
А что ожидает перевозчиков на немагистральных направлениях. Где пассажиров может немного, но самолёт для них порой единственное средство передвижения.
Вылет в эвенкийское село Байкит задержали на два часа. Пассажиры привыкли. Непогода в тайге - обычное дело. Бывает, что рейс откладывается на несколько дней. А других дорог туда все равно нет.
"Это единственный путь, которым можно добраться до большой земли", - говорит пассажир Анна Кузенко.
Каждый самолет в этой глуши - маленькое событие. В багаже, кроме вещей пассажиров - почта, продукты, медикаменты. Географически село находится почти в центре страны, но люди живут как на острове. Летать в город приходится минимум дважды в год.
Точно так же с городами связаны сотни поселков в Сибири, Якутии, на Чукотке и Дальнем востоке. Авиапарк местных линий за последние десятилетия почти не изменился. Те же кукурузник Ан-2, вертолет Ми-8, семейство Ан-24. Некоторые воздушные суда настолько старые, что в народе их прозвали летающими гробами.
"Сколько им лет этим самолетам! Конечно, мы хотим, что-то более удобное! Но, как говорится - выбирать не из чего, хоть на таких летать", - рассуждает Юлия Терещенко.
Одна из распространенных в малой авиации моделей. Ан-26, вообще-то - военно-транспортный борт. Но давно уже переделан в гражданский. Возит обычных пассажиров.
Если проводить аналогию с автомобилями, то Ан-26 - скорее неказистый внедорожник, чем удобный седан. Изначально самолет не задумывался как пассажирский, поэтому в салоне нет даже багажных полок. Но сиденья вполне комфортные.
О замене старых воздушных судов разговоры идут уже несколько лет. Но самолетов, которые должны заменить Ан-24, в России за последние годы выпущено всего несколько штук.
"По программе обновления парка воздушных судов нашей авиакомпании у нас должно было быть уже пятнадцать Ан-140. А сейчас - нету. Мы три штуки взяли в Самаре у "Авиакор", а один сами приобрели у Украины", - рассказывает начальник авиационно-технической базы ОАО "Авиакомпания "Якутия" Степан Попов.
Несколько экземпляров Ан-38 до сих пор пылятся на заводе. Это единственный в мире самолет, который разрешено эксплуатировать при температуре минус пятьдесят. Но его цена - почти четыре миллиона долларов.
За те же деньги можно купить импортный. Да еще вдвое вместительнее. На региональных рейсах зарубежная техника уже появилась, осталось проверить, как она переживет первую сибирскую зиму.
"Самолет, те морозы, которые присутствуют в Сибири, минус сорок и больше, боятся, что он просто не выдержит", - размышляет главный штурман авиакомпании "КрасАвиа" Вадим Гладкий.
Эксперты считают - для малой авиации нужен самолет, сравнимый с Жигулями. Простой, доступный и надежный. Пока такого нет, в Новосибирском институте авиации пытаются возродить старую технику. Оснастили современным мотором знаменитый своей "прожорливостью" кукурузник АН-2. Стоимость летного часа сократилась почти в восемь раз.
"Самолет слетал первый полет. Пока мы получили все расчетные характеристики. И на наш взгляд экономика этого проекта очень неплохая. Аналогичная ситуация с Як-40. Тоже можно установить хороший экономичный двигатель и получить самолет с расходом шестьсот килограмм в час вместо тысячи сто и продолжать их использовать", - рассказывает директор Сибирского научно-исследовательского института им.Чаплыгина Владимир Барсук.
Главное, по словам разработчиков, не придется перестраивать местные аэродромы. Многие из них способны принимать лишь старые советские самолеты.
Аэропорт села Байкит считается одним из самых современных в Эвенкии. Когда-то самолеты садились здесь прямо на воду или на лед реки. Теперь тут настоящая бетонная взлетно-посадочная полоса. Такие в Сибири есть не везде.
Вот так, например, выглядит стандартный аэродром Якутии. Село Усть-Нера, недалеко от Оймякона - самого холодного места на планете. Взлетная полоса - просто голая земля.
"Я не знаю иностранных аналогов, которые могли бы соперничать с АН-24. Тем более Ан-24 садиться и на грунтовую полосу, вот как видим. А у нас на северах, других полос, бетонок, просто нет", - говорит командир Ан-24 Андрей Лашин.
Многие аэропорты местного значения не ремонтировались десятилетиями. Вкладывать в них деньги невыгодно. К примеру, ремонт взлетной полосы на острове Диксон требует почти двадцати миллионов рублей. И все ради одного рейса в неделю.
"Какое имущество там вы видели? Которое надо отапливать, освещать, содержать и платить заработную плату. Разве это может окупиться. Стоимость аэропортов доходит до сорока процентов в стоимости рейса. Тридцать процентов топливо, ну а остальное остается компании", - рассказывает генеральный директор "КрасАвиа" Николай Фатьянов.
Билет из Красноярска до села Байкит сейчас стоит семь тысяч рублей. Даже в Москву слетать дешевле. А у авиакомпаний снова расходы. До конца года все пассажирские суда необходимо оборудовать двумя дополнительными системами безопасности. Перевозчики утверждают - сделать это успеют не все. Тогда десятки маленьких сел могут вообще оказаться отрезанными от внешнего мира.