В Приморье пенсионеры приютили осиротевших медвежат, превратив свой дом в питомник
Недалеко от Уссурийска живёт очень большая и дружная семья. В ней всего два человека и 10 гималайских медведей. Зверей приютила и спасла от верной гибели супружеская пара, которая превратила свой дом в питомник. Теперь сюда водят туристов. Но проблема в том, что кроме этих пожилых людей медведи никому не нужны. И содержат их они на скромную пенсию.
Медведицы Маша и Даша проснулись и выходят на утреннюю прогулку. Тем временем смотритель питомника Иван Лещенко готовит своим подопечным завтрак. Сегодня они полакомятся арбузами и рыбой. Сырой минтай гималайские медведи есть не станут - его пришлось немного подвялить. А на десерт косолапым - белый хлеб со сгущёнкой.
Арбузы Иван Григорьевич по дешёвке купил у соседних фермеров. Минтай - подарок от хладокомбината. Еду для обитателей питомника приходится собирать по всей округе.
Аппетит у мишек отменный. Буханку хлеба взрослый гималаец съедает в один присест, особенно в преддверии зимы, когда нужно накопить побольше подкожного жира. А в день на десятерых уходит столько еды, что хватило бы на две бригады лесорубов.
Когда-то Иван Лещенко работал в леспромхозе егерем. В те времена к нему и попали первые медвежата. Потом привезли ещё пару гималайцев-сирот, которых нашли в лесу. С тех пор за Иваном Григорьевичем закрепилась слава главного попечителя медведей в районе. Леспромхозы давно упразднили, но супруги Лещенко так и продолжали находить у своих ворот подкидышей. Теперь их уже десять. Все - взрослые, самые крупные весят почти 300 килограммов. Вернуть их в тайгу нельзя - эти звери уже привыкли к людям, и в лесу пропадут. В цирки и зоопарки их тоже не берут - гималайских медведей везде хватает. Фактически всё содержание животных легло на плечи двух пенсионеров. И с каждым годом ухаживать за непоседами им становится всё трудней.
Местные власти стараются помочь супругам Лещенко. Иногда привозят продукты. Включили питомник в список туристических маршрутов. Но в целом чиновники считают, что в деревне диким животным не место.
"Если что-то случится и медведи сумеют выбежать, это может обернуться бедой для тех людей, которые в этом селе живут. Должно быть специальное место со специальными помещениями, специальное финансирование для содержания этих животных", - считает начальник управления по работе с территориями администрации Уссурийского городского округа Владимир Алексанянц.
Создание подобного питомника - в компетенции Росприроднадзора. Но вряд ли этот вопрос решится быстро. Несмотря на то, что гималайских медведей в Приморье безжалостно истребляют браконьеры, этого вида нет в Красной книге.
"Ничего никому не надо. В тайге ведь ничего уже не осталось - всё съели, всё уничтожили. Так хоть бы тут что-нибудь создали, чтобы на красоту эту можно было посмотреть!" - говорит Любовь Лещенко.
А 77-летний Иван Лещенко добавляет: будем ухаживать, пока силы есть. И со сварочным аппаратом забирается в самодельную берлогу - в медвежьей спальне пора делать перепланировку. Даша и Маша за лето выросли, и зимой здесь им будет слишком тесно.