Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
4 октября 2011, 21:24

Родные жертв катастрофы 10 лет добиваются признания, что самолет был сбит украинской ракетой

Годовщина трагедии над Чёрным морем. Десять лет назад пассажирский самолёт, который летел из Тель-Авива в Новосибирск, был сбит украинской ракетой. Жертвами катастрофы стали 77 человек. Траурные церемонии сегодня прошли в Новосибирске, Сочи, в Израиле. Родственники погибших говорили о том, что так и не добились справедливости - виновные избежали наказания.

Вот уже десять лет, каждый год в один и тот же день Павел приезжает сюда, к Черному морю. Для того, почтить память погибшей дочери Лили и внука Миши. Их тела так и не нашли. Вообще, из 77 погибших опознали всего 15.

"Когда уже было опознание вещей, то мы нашли обгоревший сандалик Мишин. Это все, что у нас осталось", - говорит Павел Капчиц.

4 октября 2001 года ТУ-154, выполнявший рейс Тель-Авив - Новосибирск, был сбит ракетой над Черным морем. Каждый год в Новосибирске, Сочи и Израиле, часть пассажиров были гражданами этой страны, их поминают и до сих пор пытаются добиться справедливости - украинские власти так и не признали своей вины в гибели людей.

Межгосударственный авиационный комитет через несколько месяцев расследования, признал, что самолет разрушился из-за внешнего взрыва. В тот день украинские ПВО проводили учения с боевыми стрельбами. Сегодня, по прошествии десяти лет, для того, чтобы понять позицию украинских властей, достаточно посмотреть на то, как оправдывались официальные лица Украины. В хронологическом порядке.

Через пять часов после трагедии. Пресс-служба Военно-морских сил Украины сообщает, что полигон, где проходили боевые стрельбы, находится в 240 километрах от места падения самолета. Да и стрельбы проводились ракетами дальностью поражения всего 10 километров. Еще через два часа министр обороны Украины сообщает, что никаких учений со стрельбами вообще не было. Их планировали, но отменили. Через четыре дня украинские военные, все-таки, признают, что стрельбы были. Но ракета комплекса С-200 упала в заданном районе, не поразив ничего. Ее начинают разыскивать. В это время родственники уже опознают вещи, часть из которых изрешечена мелкими отверстиями.

Ракета комплекса ПВО С-200 не поражает цель прямым попаданием. Она взрывается в нескольких метрах от нее и 37 тысяч стальных шариков разрушают все на своем пути. ТУ-154, не боевой, а значит и не бронированный самолет, шрапнель прошила насквозь.

"Они все были пробиты вот круглыми этими отверстиями, шариками. И нам дали запись последних минут жизни экипажа, и там был слышен шум самолета и кто-то вскрикнул, нам кажется, что это наш вскрикнул: куда попало?", - рассказывает вдова члена экипажа ТУ-154 Виктора Алексеева Любовь Алексеева.

Слова, сказанные одним из членов экипажа перед смертью, все равно не убеждают украинские власти. Тогдашний президент Украины не признает факта обстрела самолета, пусть и случайного.

Леонид Кучма, в 2001 году Президент Украины: "Что мы - первые или последние?! Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду и не только такого масштаба. Но и гораздо большего масштаба, планетарного.

Несколько лет родственники погибших добивались справедливости. В конце концов, через три года украинские власти выплатили компенсации семьям погибших. Но, объяснили это не признанием своей вины, а гуманными соображениями.

"Ну, в своем кругу говорили, что сбила наша ракета. Так, в кругу, в кругу военные, с которыми приходилось общаться. Но доказать это было практически тогда невозможно, сейчас тем более", - объясняет Георгий Крючков, в 2001 году председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Украины.

В январе этого года украинские эксперты из киевского института судебных экспертиз, вопреки данным расследования, проведенного Межгосударственным авиационным комитетом и двусторонней российско-украинской комиссией , работавшей десять лет назад, заявили что крушение ТУ-154 произошло не из-за взрыва ракеты. Уголовное дело по факту катастрофы украинский суд , вопреки протестам родственников погибших, закрыл еще в 2004. В связи с отсутствием состава преступления.

Читайте также: