Как изменилось восприятие информации у тех, кто мыслит ссылками, и вернется ли человечество к чтению
На этой неделе глава правительства Владимир Путин встретился с писателями. Как это часто бывает на таких встречах, он исчерпывающе ответил на все вопросы представителей литературы и одной из важных тем стало состояние книжного дела в целом. Все говорили о том, что интерес к чтению падает, люди занимают глаза и мозг чем-то другим.
"Мы долгое время были одной из самых читающих стран в мире. Надо прямо сказать, есть опасность, что этот статус мы можем утратить. По данным социологов, у нас растет число людей, которые вообще не читают книг - ни бумажных, ни электронных, никаких. И это, конечно, очень тревожный факт. Поэтому повышение интереса к чтению становится без преувеличения общенациональной задачей", - заявил премьер.
И действительно - какие тут книги, когда поток эрзац-информации льется на человека практически отовсюду - и главное, в начале совсем нет времени хоть что-то осмыслить и понять, а затем и желания. Уже выросло поколение людей, все знания мгновенно получающие из Интернета, и так же мгновенно их забывающих. Почему люди не читают?
В школах впору бить учебные тревоги. В библиотеку ходят не по интересам, а по необходимости. Учителя заставляют.
"Если раньше в год прочитывал старшеклассник около 40 книг, то сейчас это около 9-10 книг за год. Вот представьте себе читательский багаж человека в 16 лет", - говорит директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.
Читательский багаж учеников Владимир Собкин проверяет уже больше 30 лет. И говорит, что с каждым годом он становится все легче.
Произведения русских классиков в комиксах уже давно и успешно издаются в Америке и Корее. У нас такой вариант чтения пока в новинку. Но в издательстве не сомневаются: комиксы будут популярны. Уже готов к выпуску роман "Преступление и наказание". Начинают рисовать "Войну и мир". Больше тысячи страниц эпопеи великого русского писателя художники собираются уместить в 20 страниц с картинками.
Изучать литературу по комиксам, конечно, невозможно. Но приходится идти на компромиссы, говорят учителя. Сначала были книги в кратком изложении, потом стали популярны аудиокниги. Но просто слушать многим уже тоже тяжело и скучно. Педагоги и ученые пытаются ответить на два главных литературных вопроса: кто виноват, и что делать?
Они живут в режиме онлайн. Общаются в социальных сетях, часами играют в компьютерные игры. И без этого уже не могут. Им не объяснить, что книга - лучший подарок.
Учителя во всем винят современные технологии. Классикам сложно конкурировать с сотнями телевизионных каналов, компьютером и Интернетом. Каждый год количество документов в сети увеличивается в 2 раза, и в этой паутине легко запутаться.
Информационный поток льется на нас со всех сторон: на улице, дома, на работе. Даже под землей, в вагоне метро, мы не отдыхаем, а читаем, смотрим, слушаем, играем. Не представляем свою жизнь без всепроникающего Интернета. В этом океане информации человек чувствует себя как рыба в воде. Он скользит по знаниям, словно читает книгу по диагонали. Вроде все понял, но ничего не запомнил.
В итоге остаются только фрагменты. Такое мышление психологи называют "клиповым". Философ Федор Гиренок поправляет: к мышлению это не имеет никакого отношения.
Проведя исследования, ученые выяснили: среднестатистический человек внимательно слушает только первые 20 секунд и читает в прессе не статьи, а заголовки. Часто заголовками все и ограничивается.
"За те доли секунд, когда человек пролистывает твой журнал, совершенно ничем не интересуясь, его нужно чем-то зацепить. Дальше уже совершенно наплевать гениальный твой текст или нет. Потому что тебя просто никто не прочтет!" - говорит главный редактор журнала Филипп Бахтин.
При этом узнавать о чем-то второй раз уже скучно и неинтересно. Один из примеров - скандальный сайт Викиликс. Еще полгода назад о нем говорил весь мир. Сотни тысяч секретных материалов оказались в сети и в одно мгновение стали доступны буквально каждому. Закрытая информация о войне в Афганистане и дипломатическая переписка сделали Джулиана Ассанджа новостью номер один. И несмотря на то, что на сайте до сих пор публикуются скандальные разоблачения, интерес к ним утих.
"Меняется все радикально, с катастрофичной скоростью. И каждый человек, который говорит, что он знает все, его выводы и идеи через две недели безнадежно устаревают, так как появляется что-то новое и мозгосворачивающее", - говорит Филипп Бахтин.
В этом водовороте информации нет времени и места для анализа и размышлений. Быть в курсе событий не значит знать о них. Многие издания и интернет-ресурсы давно работают по принципу: чем проще, тем доступнее. С одной стороны - безграничные возможности, с другой - весьма ограниченные знания.
"Я с ужасом думаю, к чему это может привести. Если мы сейчас уже видим миллионы людей на планете, которые плохо думают, ничего не читали, не делают выводы", - говорит нейролингвист Татьяна Черниговская.
"Эти простые тексты, которые мы читаем, упрощают наше мышление, упрощают наше сознание", - считает директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.
Жить в информационном обществе и быть свободным от него уже нельзя. Стремительное развитие технологий заставляет нас быть более мобильными. Быстро думать, но при этом приходится чем-то жертвовать. Информационный поток уже не остановить. Успех сегодня, в том числе, зависит от скорости поиска и обработки информации. И с каждым годом новых данных и технических новшеств будет только больше. И, по сути, в упрощении нет ничего плохого. Человечество всегда старалось облегчить себе жизнь. Главное не упростить настолько, чтоб не разучиться читать.
"Когда люди думают, что читать книги они не будут, а великая Россия останется. Это вещи напрямую связанные. Либо мы знаем язык и говорим на нем хорошо, думаем глубоко и точно - и у нас хорошая страна, либо - нет", - считает писатель Захар Прилепин.
Вернуть интерес к чтению у детей - одна из важных образовательных задач, и как настаивают учителя, это в первую очередь домашняя работа для родителей. Любовь к литературе зарождается именно в семье. Но как научить ребенка не просто читать, но любить книги, если некоторые родители давно сами не брали в руки книжку?