МАК опубликовал итоговые результаты расследования крушения Ту-134 под Петрозаводском
Межгосударственный авиационный комитет назвал причины июньской катастрофы самолёта Ту-134 под Петрозаводском. К крушению привели сразу несколько факторов. Но один из них шокирует. Член экипажа, ответственный за принятия решений, был нетрезв. В итоге - роковая ошибка, которая стоила жизни 47 людям.
На вопрос "Кто виноват?" этот документ не отвечает. Такая ремарка - на первой же странице. Но в отчёте названы все причины, почему упал Ту-134 под Петрозаводском. Пожалуй, самая шокирующая - штурман был пьян. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сегодня официально заявил об этом: "В крови штурмана установлено наличие 0,81‰ этилового спирта, что соответствует при жизни легкой степени алкогольного опьянения".
По словам экспертов-медиков, состояние у штурмана было примерно как после стакана водки на голодный желудок. Приподнятое настроение, инициативность, самокритика снижена, внимание неустойчивое.
"Штурман не может непосредственно ни отдавать приказ, ни воздействовать на органы управления – у него нет ни штурвала, ни педали, ни ручки. Он лишь сообщает важную информацию, которая может учтена тем, кто непосредственно выполняет пилотирование", - говорит руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
По возрасту, и по опыту штурман был самым старшим. Командир воздушного судна фактически отдал ему управление при заходе на посадку - подчинялся. И это МАК тоже называет одной из причин трагедии: "Неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами (CRM) со стороны командира ВС при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира ВС штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в лёгкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления ВС на конечном этапе аварийного полёта".
Эксперты воссоздали последние минуты жизни Ту-134 с пассажирами на борту. Экипаж "потерялся" в пространстве. Они думали, что находятся гораздо выше, а взлётно-посадочная полоса - прямо по курсу. На самом деле, самолёт отклонился вправо почти на 300 метров. Затем приборы забили тревогу: "Опасное снижение". Командир был обязан немедленно набрать высоту. Но на второй круг он не пошёл. В землю врезались на полном ходу.
Экипаж сажал лайнер "на глазок", установили эксперты МАК. Наземных ориентиров не видели. Из 9 щитов-маячков было освещено только два. Сам аэропорт затянуло густым туманом. Пока Ту-134 летел из Домодедова, погода испортилась. Фактически до такой степени, что садиться в Петрозаводске было уже нельзя. С земли экипаж не предупредили.
В этой авиакатастрофе погибли 39 пассажиров, один выжил. И 8 из 9 членов экипажа. Кто виноват: лётчики, авиапредприятие, наземные службы петрозаводского аэропорта - устанавливает следствие.
Это уже не первый случай, когда одной из причин авиакатастрофы становится нетрезвое состояние одного из членов экипажа. Так, алкоголь был обнаружен в крови командира "Боинга-737", который разбился в 2008-м под Пермью. Тогда погибли 88 человек - все находившиеся на борту.