Фабрика вкуса — как обманывают производители еды и зачем в продукты добавляют усилители вкуса
Одна из тем, о которых говорят практически в каждой семье, - как правильно питаться, что покупать и что есть не нанося вреда здоровью получила развитие. Выяснилось, что нас обманывают производители еды от фастфудов и до колбасы, добавляя в продукты усилители вкуса, от которых еда кажется вкуснее, к которым привыкаешь и которые небезопасны для здоровья человека.
Настоящая магия вкуса. И никакого волшебства. Возможности превращений безграничны. "Все что угодно можно сделать: икру со вкусом клубники, клубнику со вкусом яиц, конфеты со вкусом чеснока", - рассказывает специалист по питанию, кандидат медицинских наук Александр Мельников.
О вкусах не спорят. Спорят об их источниках. Немного порошка и пресное становится вкусным, некрасивое - привлекательным и ароматным. Производители уже давно нашли рецепт - как из продуктов "второй свежести" сделать высший сорт.
"Есть мясные продукты, в которых мясо может быть 5-7 процентов", - говорит специалист по питанию, кандидат медицинских наук Александр Мельников.
Пищевая промышленность сегодня готовит не на кухне, а в химической лаборатории. Картошку заменяет Е-1442 , мясо - Е-621, а конфетам уже никогда не обойтись без Е-110. Красители, эмульгаторы, уплотнители, загустители и усилители. Обычный состав еды - это на самом деле очень много "Е". Натуральный продукт добавить по вкусу. Кажется, что без пищевых добавок скоро и каши не сваришь.
Человечество уже не может сказать: мы - это то, что едим. Потому что большинство даже не подозревает, чем на самом деле питается.
"Конечно же, покупая продукт питания, ты понимаешь: например, чем более красная колбаса - тем больше там красителей. Чем сильнее она пахнет - тем больше усилителя запаха и вкуса, - говорит директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности Елена Шаройкина. - Поэтому человек должен понимать: чем более красиво, чем лучше пахнет, чем дольше хранится, то тем больше вреда его здоровью".
11-летний Роман и 10-летний Герман не знают вкуса мороженого и конфет, они никогда не ели колбасу и даже не представляют, на что похож лимонад. Все это им запрещено. Любые пищевые добавки вызывают у них сильнейшую аллергию. Единственный выход для Анны - натуральные продукты без добавок и консервантов. Поэтому покупает еду только в проверенных магазинах и на рынках. Внимательно смотрит состав продукта. А перед тем готовить, все проверяет на себе. Другого выхода нет.
"Когда на упаковке не написано, что в состав входит, допустим, синтетический краситель или консервант, который мне по здоровью противопоказан, и я покупаю в надежде, что все благополучно, а оказывается, что для меня существует какая-то скрытая угроза", - говорит эксперт Общества защиты прав потребителей Роман Гайдашов.
Вера в чистоплотность производителя - единственная надежда потребителя. Неважно где он покупает продукты: в дорогом супермаркете или в магазине напротив. Использование пищевых добавок сегодня процесс неконтролируемый. Уследить за ним покупателю невозможно. Здесь без помощи государства не обойтись.
Чтобы навести порядок в этой сфере, специалисты разработали новый технический регламент. В нем четко прописано - сколько ингредиента и в каком продукте должно быть. А так же наказание, которое будет за несоблюдение этих пропорций.
"В этом регламенте удалось учесть международный опыт, суметь как-то гармонизировать все это для того, чтобы как-то обеспечить с одной стороны безопасность, с другой – эффективность", - сказал президент Союза производителей пищевых добавок Алексей Нечаев.
Массовое улучшение еды в России началось в 90-х. "Химия" пришла с Запада, как и его величество фастфуд.
"Если по времени сопоставить время увеличения пищевых добавок в пище, количество детских аллергий, которые сейчас носят массовый характер, и самое ужасное - болезнь ожирение, то у нас кривые совпадают", - сообщил врач-диетолог Александр Немов.
Быстро, дешево, вкусно. И практически всегда это значит - вредно. Но если начал - оторваться невозможно. Привыкание как к наркотику.
"Пища в фастфуде фактически полностью состоит из усилителей вкуса запаха. Опыты показали, что в течение месяца человек начал потреблять в два раза больше пищи. Ему хотелось есть все больше и больше. Он не хотел есть никакую другую пищу", - рассказывает директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности Елена Шаройкина .
Понять, из чего на самом деле приготовлен продукт, можно только в лаборатории. Ученые говорят, что в разрешенных дозах пищевые добавки не опасны. Но ведь чем больше - тем вкуснее. И продажи растут.
"Одна из самых популярных пищевых добавок - глутамат натрия. Доказано, когда ее много, она запускает процесс гибели нервных клеток. Способствует и почти национальному американскому недугу - болезни Альцгеймера. Точно так же он влияет на зрение. Убивает нервные окончания в сетчатке глаза", - говорит специалист по питанию, кандидат медицинских наук Александр Мельников.
Сегодня в мире не осталось зоны свободной от пищевых добавок. Особенно усилителями вкуса и запаха насыщенна юго-восточная кухня. Там пищевых добавок в десятки раз больше. Но жители Азии ожирением, аллергией и инфарктами не страдают. Все это - типичные для европейцев и американцев болезни. Разная генетика. Разное восприятие продуктов. А вот для туристов китайский или вьетнамский ужин может закончиться в больнице.
"Сегодня, когда даешь ребенку какую-то домашнюю колбасу или что-то такое, он говорит: это не вкусно, я это есть не буду, потому что действительно мы, уже несколько поколений подсажены на определенный вкус, на определенные яркие ароматы", - говорит эксперт Общества защиты прав потребителей Роман Гайдашов.
Новый технический регламент должен помочь сделать продукты питания как минимум безопасными. Добавок должно стать меньше и они все должны быть указаны на упаковке. Но в любом случае без пищевых добавок уже не обойтись. Человек требует от еды все большего разнообразия. И рано или поздно, считают эксперты, мы забудем вкус настоящей еды. Она будет казаться нам ватной и пресной. Уже сейчас многие не чувствуют разницу между натуральными и искусственными продуктами, а зачастую даже путают их.