Российские вузы начали переход на «болонскую систему»
"Болонская система" используется почти в 50 странах и облегчает трудоустройство выпускников, так как позволяет легко определить их уровень подготовки. Впрочем, новые правила не затронут специальности, где требуются фундаментальные знания - это касается, например, врачей.
Родители хотели, чтобы она стала инженером-землеустроителем. Но вот сама Алина решила: кадастры, экспертизы и работа с бумагами ей не по душе. "Курсе на третьем пришло понимание, что, конечно, можно будет работать, но, скорее всего, это будет какой-то рабочий момент, но не как душевный позыв", - говорит студентка Алина Абдрахманова.
Окончив год назад аграрный университет с дипломом бакалавра-землеустроителя, Алина решила идти в педагогический на "воспитательную работу с молодежью". Чтобы не получать второе высшее, поступила в магистратуру. Оба ее вуза работают по так называемой болонской системе и сертификаты в приложении к диплому понятны любому педагогу не только в России, но и за рубежом.
"Перечислены абсолютно все учебные курсы и по каждому курсу количество кредитов, которые показывают, сколько времени студент потратил на освоение данной образовательной программы", - поясняет профессор кафедры педагогики РГПУ им. Герцена Елена Пискунова.
За 2 года Алина должна освоить лишь то, чему не училась раньше. "Магистратура сейчас играет роль латателя дыр, в частности, потому что человек может получить именно то, что он хочет в итоге", - говорит студентка Алина Абдрахманова.
Еще один плюс для студента - это возможность более свободно распоряжаться своим временем. Вместо многочасового сидения на лекциях всю необходимую информацию теперь можно получить из интернета. Педагог - уже давно не единственный источник знаний, но в болонской системе у него роль, скорее, наставника, который объяснит непонятное и поможет с выбором будущей профессии.
Перспективная, как казалось при поступлении, профессия, всего через 4 года может оказаться никому не нужной. Чтобы свежеиспеченный бакалавр с дипломом о высшем образовании не остался безработным, вместе с преподавателем он просто вынужден следить за изменениями на рынке труда. И если запросы работодателя изменились, то и учебную программу тоже надо менять.
"В старой системе через 5 лет вы могли изменить программу. Только через 5 лет внести что-то новое. Сейчас вы можете каждый год вносить что-то новое, в зависимости от того, как будет меняться рынок труда. Особенно в крупных городах. Но для этого надо понимать, кто нужен стране", - говорит заместитель директора Департамента профессионального образования Министерства образования и науки России Николай Михайлов.
По окончании бакалавриата выпускник готов к работе по выбранному направлению. А если есть желание учиться дальше, нужно выдержать конкурс в магистратуру. Причем, наравне с бакалаврами документы туда могут подавать и специалисты, то есть те, кто окончил вуз еще до введения уровневой системы. Бюджетных мест в магистратуре меньше, чем в бакалавриате, но и соискателей меньше. А вот что касается платного обучения - стоимость в магистратуре, как правило, выше.
"Там более интенсивное обучение, группа меньше, преподавателей больше и больше практики. Приходят люди и с производства, если это по международным экономическим отношениям. Приходят люди из бизнеса и говорят: "Ребята, вас учили в книжках теории, книжки очень хорошие, но в жизни чуть-чуть по другому, вот слушайте как"", - рассказал первый проректор МГИМО МИД России Алексей Богатуров.
Самые жадные до знаний студенты могут и вовсе учиться по системе двойного диплома. Это когда магистратура сразу в 2 вузах, как правило, один российский, а другой зарубежный. И в этом случае выпускник-магистр получает сразу 2 разных диплома, причем не обязательно по одной профессии. Возможно, по смежным. Скажем, российский диплом магистра филологии, а британский - по направлению "славянские языки".