Владимир Путин отвел 10 дней на выработку предложений по обновлению авиапарка
За 10 дней в России должны быть полностью подготовлены предложения по оснащению российского авиапарка современными средствами контроля и наблюдения в соответствии с международными стандартами. Также должны быть пересмотрены условия подготовки летного состава. Об этом шла речь на совещании по транспортной безопасности, которое провел премьер-министр.
Накануне Президент Медведев поручил правительству принять безотлагательные меры по исправлению ситуации в гражданской авиации. Деятельность авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов, должна быть прекращена. Авиапарк надо пополнить современными машинами, независимо от страны-производителя. Сегодня на совещании главе правительства доложили о ходе расследования причин авиакатастрофы, в которой на прошлой неделе погибла ярославская хоккейная команда "Локомотив". Пока на многие вопросы ответа нет.
Премьер-министр сформулировал ключевой вопрос, ответ на который объяснит причину катастрофы Як-42 под Ярославлем. Эксперты Межгосударственного авиационного комитета все последние дни изучали, до нюансов, было ли на момент прохождения "точки взлета" оборудование самолета исправным, в каком положении находились руль высоты, стабилизатор, закрылки, могло ли хоть что-нибудь помешать пилотам поднять самолет в воздух? Сегодня на совещании в Правительстве оглашены результаты анализа.
"По предварительным результатам расшифровки анализа имеющихся данных, установлено, что взлетная масса самолета была в пределах допустимой. При проверке экипажем до взлета всех каналов управления все работало в штатном режиме, и руль высоты отклонялся также в штатном режиме", - сообщила председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина. Она отметила, что метеоусловия на аэродроме, в том числе боковой ветер, не препятствовали выполнению полета. "Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями. Перед взлетом стабилизатор и закрылки были во взлетном режиме. Разовых команд, свидетельствующих об отказе авиатехники на записи параметрического самописца пока не выявлено", - сказала Татьяна Анодина. Владимир Путин попросил самым внимательным образом изучить все в лабораторных условиях.
Точность, в том числе точность оценок, в авиации - главный принцип. Поэтому еще будут проведены и математическое моделирование ситуации и натурный эксперимент. Однако, с учетом того, что на самолете все работало исправно, но самолет продолжал разбег по "взлетке", уже после того как прошел ту самую условную "точку принятия решения" - поднимать борт в воздух или же экстренно тормозить, можно говорить, что причиной катастрофы, очевидно, стал пресловутый "человеческий фактор".
"За последние месяцы произошла у нас в России целая череда авиационных аварий и происшествий. И это должно нас заставить задуматься еще раз над тем, что происходит в этой сфере, никакие соображения коммерческого характера, никакие соображения развития в рынковой сфере деятельности, не могут быть поставлены выше соображений безопасности наших граждан", - заявил Владимир Путин. По словам премьер-министра, вне зависимости от того, большая компания или маленькая, она должна иметь возможность исполнять требования. "Исполняет эти требования - значит, может осуществлять деятельность, не исполняет - значит, такие компании нужно закрывать", - сказал глава правительства.
В течение ближайших двух недель должны быть сформулированы конкретные меры. Закрытие мелких компаний, неспособных обеспечивать техническую безопасность, и контроль за подготовкой экипажей - только одна из мер. Еще - обновление оборудования аэродромов, оснащение всех самолетов современными средствами технического контроля. Замена парка воздушных судов - давно назревшая необходимость. И то, что государство планирует содействовать этому, авиаперевозчики приветствуют. Да и пассажиры, надо думать, будут этому очень рады. К примеру, в последние годы техническая модернизация советских еще самолетов "Авиалиний Дагестана" осуществлялась, разве что, в нанесении на корпус уточнения на английском, что это, мол, помимо прочего, еще и "Айрлайнс". О покупке бортов и речи быть не могло.
"За счет собственных средств на сегодняшний день это невозможно. Но есть разные формы участия инвесторов в этих программах - получение самолета в лизинг. Над тем, чем мы сейчас как раз и занимаемся. Это небольшие самолеты - от 35 до 70 пассажирских кресел. Эта работа идет, и думаю, что где-то начало следующего года какие-то результаты будут", - сообщил генеральный директор ОАО "Авиалинии Дагестана" Джабир Абакаров.
Но в контексте ярославской трагедии стоит обратить особое внимание на еще одно, сегодняшнее жесткое поручение правительства - авиационные компании должны всерьез заняться подготовкой летного состава. Ведь способность вовремя принимать единственно правильное решение остается, может быть, главным достоинством летчика, которое "либо есть, либо ты уже не летчик".