Две предварительные версии авиакатастрофы Як-42: неисправность самолета и человеческий фактор
Тем временем эксперты заняты изучением обстоятельств крушения Як-42. Оба бортовых самописца, найденные сегодня на месте катастрофы, уже переданы следственной группе. Техническое исследование причин катастрофы будет проводить Межгосударственный авиакомитет. Специалисты говорят, что погодные условия были идеальными - никто и ничто ни на земле ни в воздухе не мешало нормальному взлёту.
Говоря о версиях случившегося, сейчас следует обязательно делать поправку: версии эти - предварительные. Что-то конкретное можно будет сказать только после расшифровки бортовых самописцев. Их уже обнаружили водолазы, как и предполагалось, "черные ящики" находились в хвосте, то есть в той части фюзеляжа, которая ушла под воду.
О последних секундах Як-42 пока можно судить по записи, сделанной одной из камер наблюдения в Ярославле. Качество не самое лучшее, но, по крайней мере, видно, что самолет не взорвался в воздухе. Метеоусловия над аэродромом Туношна были идеальными, полоса могла принимать Ил-76-е - самолеты куда более тяжелые, чем среднемагистральный Як. Никто и ничто ни на земле ни в воздухе не мешали нормальному взлету, так что количество возможных версий сокращается фактически до двух.
"В качестве приоритетных сейчас следователи прорабатывают версии, связанные с отказом техники, либо ошибкой пилотирования. Следов взрывчатых веществ на месте падения самолета не обнаружено. Кроме того, установлено, что разбившийся Як-42 выполнял чартерный рейс, вылетел из аэропорта в запланированное время и осуществлял взлет по единственной в этом аэропорту взлетно-посадочной полосе в штатном режиме", - заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Известно, что Як-42 буквально только что вышел из ремонтного ангара - плановое техобслуживание он прошел 16 августа. Лайнеру заменили правый двигатель, а срок летной сертификации продлили до осени 2012-го. Ресурс по полетам был выработан лишь наполовину. При норме 12 тысяч часов Як отработал только 6 с половиной. Перед взлетом пилоты не сообщали диспетчеру о каких-либо неисправностях, последнее, что услышали от них в радиоэфире, была просьба разрешить взлет. Экипаж был достаточно опытный, капитан налетал почти 7 тысяч часов, а второй командир - целых 13 тысяч. Правда, конкретно на Як-42 у обоих был опыт меньший – 1,5 тысячи часов у капитана и 430 у второго командира, но оба летчика в 2010 году получили двухгодичные сертификаты на полеты.
Что же произошло под Ярославлем? Комиссия по расследованию причин крушения установила, по какой-то причине при попытке взлететь самолет пробежал всю полосу - это 3 километра, для взлета Як-42 достаточно втрое меньше, а затем еще 400 метров шел по траве, причем на газоне остались следы только от задних колес - значит, самолет шел уже с поднятым носом и взлетал за пределами полосы. Не набрав еще толком высоты, поднявшись метров на 15, он зацепил радиомаяк.
Похоже, взлететь нормально не хватило тяги, возможно, из-за некачественного топлива: образцы горючего взяты, а его запасы арестованы. Остается вопрос: почему пилоты, безусловно чувствуя, что тяги не хватает, тем не менее решили все равно взлетать? Тем временем Росавиация рассматривает вопрос о возможной ликвидации авиакомпании, которой принадлежал разбившийся самолет, и о временной приостановке всех полетов Як-42.