Представитель Минтранса: систему подготовки пилотов нужно конкретизировать
Новые дискуссии о сроках обучения летчиков гражданской авиации в нашей стране начались в связи с запуском международной программы подготовки пилотов, обучение по которой будет длиться не 5 лет, а всего 18 месяцев. Стать участником программы смогут те, кто закончил 2 года обучения в техническом вузе. Эксперты спорят, отразится ли сокращение сроков подготовки пилотов на безопасности полетов.
Обсуждая этот вопрос, директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Шнырев уточнил, что "речь идет не о каком-то революционном, трех- или четырехкратном уменьшении срока подготовки пилотов". Суть этой реформы состоит в "переработке направленности программы". "Речь идет о нацеливании программы на получение критически важных знаний и навыков пилотов, - пояснил эксперт. – Во-первых, эти знания и навыки пилот будет получать в отношении тех воздушных судов, которые востребованы в компаниях. Это и "суперджеты", и Ан-148, и самолеты иностранного производства. Во-вторых, мы позволим создать профицит пилотов, чтобы авиакомпании могли выбирать лучших".
"Мы доработали существующие программы, теперь они полностью удовлетворяют стандартом ИКАО, - рассказал представитель Министерства транспорта о проделанной работе. – Введена программа 150-часовой подготовки для коммерческих пилотов. Мы утвердили новую программу для подготовки пилотов – так называемую программу MPL, которая была подготовлена и разработана нашими ведущими университетами на основе международных стандартов Международной организации гражданской авиации".
Для обеспечения работы программы "за последние 3 года было закуплено 86 самолетов, которые имеют кабины, оборудованные приборами, аналогичными тем, что примеряются на больших самолетах, а также закуплено 16 полнофункциональных тренажеров", рассказал Андрей Шнырев. А в 2011 году планируется "дополнить парк 25 современными самолетами и закупить еще 16 тренажеров".
Структура обучения пилотов гражданской авиации "практически не изменилась со времен СССР, хотя это и не очень укладывается в рыночные реалии государства", отметил Шнырев. "Мы ее меняем постепенно, - сказал он, - понимая, что должна быть преемственность поколений во время подготовки. В СССР подавляющая часть пилотов получала именно среднее образование по двухгодичной программе. А впоследствии, когда пилот планировал стать командиром, к примеру Ту-154, он заканчивал Академию в Санкт-Петербурге заочно. Такая форма вполне может существовать и в настоящее время. Никто систему высшего образования в гражданской авиации не планирует прекращать".
В заключение эксперт по гражданской авиации отметил, что "современная техника так устроена, что пилот очень часто должен выполнять процедуры автоматически". Особенно это касается аварийных ситуаций. И здесь уже бывает важно "не образование, а натренированность" пилота. В этом, по словам эксперта, и состоит суть изменений в обучении пилотов.