Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
4 сентября 2011, 21:40

Как власти намерены бороться с «бомбилами» и насколько могут вырасти цены на легальное такси

На этой неделе вступил в силу федеральный закон "О такси" - теперь таксистам необходимо получить разрешение на извоз, установить счетчики и нанести шашечки. Власти надеются, что с помощью закона с рынка удастся выдавить так называемых "бомбил" и сформировать цивилизованный рынок легальных перевозчиков, а пассажиры опасаются роста цен на проезд.

Стоит только руку протянуть и машины, подрезая друг друга, нарушая правила дорожного движения, останавливаются у тротуара. Фраза "довезу, если дорогу покажешь" уже давно стала привычной. Поймать "частника" быстрее и дешевле. Но вот за безопасность пассажиров в таких машинах никто не отвечает.

"Масса криминальных случаев, когда эти нелегальные бомбилы завозят и за город и грабят, и убивают, и насилуют, и вы потом никаких претензий не можете предъявить. Вторая проблема. В случае ДТП вы никаких не можете компенсаций получить, потому что он едет на своей личной машине, она застрахована как личная машина, и по ОСАГО застраховано только одно место водителя. Ваше пассажирское место не застраховано, и вы никаких компенсаций в случае потери здоровья, не дай Бог, так сказать, жизни вы вообще не получите", - поясняет ситуацию исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. Юрий Свешников, один из разработчиков нового закона о такси, уверен, что новые правила должны изменить ситуацию в лучшую сторону и перекрыть дорогу нелегальным перевозчикам. В то, что с дорог исчезнут бомбилы, таксисты верят с трудом, тем более что борьбу против них ведут не в первый раз.

На крыше желтый фонарь, на дверях шашечный пояс, в салоне - таксометр. Теперь такси, как и когда-то в советские времена, можно будет легко опознать на дороге. Главные условия - стаж не менее 3 лет и автомобиль должен быть в собственности. Это значительно упрощает контроль за такси. Обязательный техосмотр автомобиля - раз в полгода. Медицинское освидетельствование водителя - каждый раз перед выходом на работу. Но самое главное это, конечно, разрешение, без него любой таксист - нелегал.

В первой версии нового закона о московском такси были прописаны такие требования к водителю, как знание города и русского языка. Но потом от них отказались, решив, что у многих есть навигатор, а разговаривать за рулем совсем не обязательно.

Дмитрий Михайлович таксует почти полвека. Говорит, что официальному перевозчику всегда было трудно конкурировать с частником. Правило "вам шашечки или ехать" работало всегда. "Написано:минимальная оплата проезда 350 рублей. Вот человек поднимает руку, если надо проехать от метро до работы 2-3 остановки, я автоматически включаю счетчик, а он "какие 350 рублей, я всегда за 100 рублей езжу!" Такой хай поднимут!", - рассказывает Дмитрий Бочаров.

В Москве, по неофициальной информации, более 40 тысяч нелегальных извозчиков. Легальных, работающих через таксопарки и службы вызова, втрое меньше. А разрешений на право осуществлять пассажирские перевозки выдано только 6,5 тысячам. "Легальных такси станет меньше, цены подрастут, и те легальные такси, которые до этого работали, перейдут в нелегалы, так как не могут выполнить требования", - полагает председатель Межрегионального профсоюза таксистов Ярослав Щербинин.

Новый закон заработает в полную силу с 2012 года. До этого времени все таксопарки и частные перевозчики должны получить разрешения и подготовить автомобили. Проверять и штрафовать нарушителей тоже начнут с 2012 года. За отсутствие символики или необоснованное ее использование - 5 тысяч рублей. Столько же будет стоить езда без лицензии в регионах. А московскому частнику это обойдется в 10 тысяч рублей штрафа, если, конечно, поймают за руку с деньгами.

В контролирующих органах говорят, что штрафов не избежать. Одним из доказательством нарушения станет факт контрольной закупки. Московские власти обещают построить стоянки и специальные полосы. Останавливаться на них смогут только таксисты с лицензией. "Мы договорились с аэропортами и железнодорожными перевозчиками, что мы им передаем наш реестр, то есть по номерам машин, полосы можно только для официальных, на них никто больше не остановится", - рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов.

В Москве сейчас лицензии выдаются бесплатно. Во многих странах мира разрешения на работу таксиста стоит десятки, а то и сотни тысяч долларов. Желтое такси в Нью-Йорке давно стало символом города. Его можно поймать одним взмахом руки и отказаться везти водитель не имеет права. За отказ можно лишиться лицензии.

Иван Иванов - обычный американский таксист. 10 лет назад, когда он получал свое разрешение,ему пришлось пройти строгий отбор. Сдать отпечатки пальцев, несколько экзаменов на знание языка и города. Бомбить в Нью-Йорке мало кто решается. Слишком опасно. "Достаточно попасться на глаза полицейскому при попытке нелегально принять пассажира, как тебя тут же вытаскивают из машины, надевают наручники, и большой шанс больше никогда не увидеть машину", - говорит Иванов.

В России о таких мерах говорить пока рано. Но таксисты и чиновники уверены в одном: необходимо наводить порядок в сфере частных перевозок. И новый закон – первый шаг к тому, чтобы сделать этот рынок более цивилизованным.

Пассажиры должны от нововведений выиграть: автомобиль технически исправен, водитель трезв и здоров, заплатить за проезд нужно будет столько, сколько показывает счетчик. Но и расплачиваться за все тоже придется пассажирам. Скорее всего, тарифы на проезд поднимут. Таксопарки – чтобы окупить расходы. Бомбилы – чтобы оправдать риски. Но в чью машину сесть – каждый выбирает сам.

Читайте также: