Как власти намерены бороться с «бомбилами» и насколько могут вырасти цены на легальное такси
На этой неделе вступил в силу федеральный закон "О такси" - теперь таксистам необходимо получить разрешение на извоз, установить счетчики и нанести шашечки. Власти надеются, что с помощью закона с рынка удастся выдавить так называемых "бомбил" и сформировать цивилизованный рынок легальных перевозчиков, а пассажиры опасаются роста цен на проезд.
Стоит только руку протянуть и машины, подрезая друг друга, нарушая правила дорожного движения, останавливаются у тротуара. Фраза "довезу, если дорогу покажешь" уже давно стала привычной. Поймать "частника" быстрее и дешевле. Но вот за безопасность пассажиров в таких машинах никто не отвечает.
"Масса криминальных случаев, когда эти нелегальные бомбилы завозят и за город и грабят, и убивают, и насилуют, и вы потом никаких претензий не можете предъявить. Вторая проблема. В случае ДТП вы никаких не можете компенсаций получить, потому что он едет на своей личной машине, она застрахована как личная машина, и по ОСАГО застраховано только одно место водителя. Ваше пассажирское место не застраховано, и вы никаких компенсаций в случае потери здоровья, не дай Бог, так сказать, жизни вы вообще не получите", - поясняет ситуацию исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. Юрий Свешников, один из разработчиков нового закона о такси, уверен, что новые правила должны изменить ситуацию в лучшую сторону и перекрыть дорогу нелегальным перевозчикам. В то, что с дорог исчезнут бомбилы, таксисты верят с трудом, тем более что борьбу против них ведут не в первый раз.
На крыше желтый фонарь, на дверях шашечный пояс, в салоне - таксометр. Теперь такси, как и когда-то в советские времена, можно будет легко опознать на дороге. Главные условия - стаж не менее 3 лет и автомобиль должен быть в собственности. Это значительно упрощает контроль за такси. Обязательный техосмотр автомобиля - раз в полгода. Медицинское освидетельствование водителя - каждый раз перед выходом на работу. Но самое главное это, конечно, разрешение, без него любой таксист - нелегал.
В первой версии нового закона о московском такси были прописаны такие требования к водителю, как знание города и русского языка. Но потом от них отказались, решив, что у многих есть навигатор, а разговаривать за рулем совсем не обязательно.
Дмитрий Михайлович таксует почти полвека. Говорит, что официальному перевозчику всегда было трудно конкурировать с частником. Правило "вам шашечки или ехать" работало всегда. "Написано:минимальная оплата проезда 350 рублей. Вот человек поднимает руку, если надо проехать от метро до работы 2-3 остановки, я автоматически включаю счетчик, а он "какие 350 рублей, я всегда за 100 рублей езжу!" Такой хай поднимут!", - рассказывает Дмитрий Бочаров.
В Москве, по неофициальной информации, более 40 тысяч нелегальных извозчиков. Легальных, работающих через таксопарки и службы вызова, втрое меньше. А разрешений на право осуществлять пассажирские перевозки выдано только 6,5 тысячам. "Легальных такси станет меньше, цены подрастут, и те легальные такси, которые до этого работали, перейдут в нелегалы, так как не могут выполнить требования", - полагает председатель Межрегионального профсоюза таксистов Ярослав Щербинин.
Новый закон заработает в полную силу с 2012 года. До этого времени все таксопарки и частные перевозчики должны получить разрешения и подготовить автомобили. Проверять и штрафовать нарушителей тоже начнут с 2012 года. За отсутствие символики или необоснованное ее использование - 5 тысяч рублей. Столько же будет стоить езда без лицензии в регионах. А московскому частнику это обойдется в 10 тысяч рублей штрафа, если, конечно, поймают за руку с деньгами.
В контролирующих органах говорят, что штрафов не избежать. Одним из доказательством нарушения станет факт контрольной закупки. Московские власти обещают построить стоянки и специальные полосы. Останавливаться на них смогут только таксисты с лицензией. "Мы договорились с аэропортами и железнодорожными перевозчиками, что мы им передаем наш реестр, то есть по номерам машин, полосы можно только для официальных, на них никто больше не остановится", - рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов.
В Москве сейчас лицензии выдаются бесплатно. Во многих странах мира разрешения на работу таксиста стоит десятки, а то и сотни тысяч долларов. Желтое такси в Нью-Йорке давно стало символом города. Его можно поймать одним взмахом руки и отказаться везти водитель не имеет права. За отказ можно лишиться лицензии.
Иван Иванов - обычный американский таксист. 10 лет назад, когда он получал свое разрешение,ему пришлось пройти строгий отбор. Сдать отпечатки пальцев, несколько экзаменов на знание языка и города. Бомбить в Нью-Йорке мало кто решается. Слишком опасно. "Достаточно попасться на глаза полицейскому при попытке нелегально принять пассажира, как тебя тут же вытаскивают из машины, надевают наручники, и большой шанс больше никогда не увидеть машину", - говорит Иванов.
В России о таких мерах говорить пока рано. Но таксисты и чиновники уверены в одном: необходимо наводить порядок в сфере частных перевозок. И новый закон – первый шаг к тому, чтобы сделать этот рынок более цивилизованным.
Пассажиры должны от нововведений выиграть: автомобиль технически исправен, водитель трезв и здоров, заплатить за проезд нужно будет столько, сколько показывает счетчик. Но и расплачиваться за все тоже придется пассажирам. Скорее всего, тарифы на проезд поднимут. Таксопарки – чтобы окупить расходы. Бомбилы – чтобы оправдать риски. Но в чью машину сесть – каждый выбирает сам.