Вступает в силу закон «О лицензировании частного извоза»
1 сентября вступает в силу новый Закон "О такси". Теперь перевозить людей и багаж за деньги можно будет только по специальным разрешениям. Также водители должны обзавестись таксометром и "шашечками" и выдавать пассажирам чеки. Со временем местные власти могут обязать перевозчиков перекрасить машины в единый цвет.
Фонарь – на крышу, счетчик – в салон, опознавательные шашки – на борт. С 1 сентября все это должно быть у официального такси. Но самое главное это, конечно, лицензия на перевозку. Без нее любой таксист, даже индивидуальный предприниматель, автоматически становиться бомбилой.
Стаж каждого водителя - минимум 5 лет за рулем. Строгий медицинский контроль перед каждым выездом в рейс и обязательный техосмотр автомобиля каждые полгода - вот требования для тех, кто будет работать по правилам. Остальные, должны уйти с рынка.
"Удобнее будет чисто технически, - считает водитель такси Анна Грановская, - никто не будет меня подрезать с третьего ряда, за вытянутой рукой бросаясь к клиенту".
Выйти из тени и платить налоги готовы многие. В Москве лицензии такси и юридическим, и физическим лицам пока выдают бесплатно - так определили городские власти.
Этот и некоторые другие вопросы каждый субъект России решает за себя сам. И именно это положение закона вызывает в регионах обеспокоенность. "Если введут цветовую гамму для этих автомобилей, если ли смысл мне его перекрашивать? Думаю, нет смысла", - говорит водитель такси в Краснодаре Валерий Барулин.
Многие водители приобретали свои автомобили в кредит, а эти машины так просто не перекрасишь. К тому же теоретически в каждом регионе России такси может оказаться своего цвета, а это может вызвать другие сложности.
"Не секрет, что многие населенные пункты находятся на границах областей. Водитель за день может десятки раз пересекать границы области и, естественно, быть оштрафованным, если области не договорились между собой", - говорит председатель Межрегионального профсоюза таксистов Ярослав Щербинин.
Новое обязательное условие для таксистов, работающих на себя, - быть собственником своей машины. Каждый новый автомобиль подразумевает переоформление лицензии. Это напрямую связано с безопасностью и хорошо понятно тем, кто сталкивался с этой проблемой. "У меня же на фирме был случай. После ДТП машину бросили, кто сидел за рулем, непонятно. А если смертельный исход, кто будет отвечать за это?" - задается вопросом руководитель таксомоторного парка Ольга Фомина.
И это, задача для тех таксистов, кто водит по доверенности. Таксисту Павлу Купцову кредит не дали, а дали его жене. Он оформил машину на нее. А переоформить уже очень трудно, говорит Павел.
На Западе все частники - тоже собственники своих машин, но там проблемы другого характера - количество лицензий таксистам-частникам, строго ограничено. Поэтому во Франции, например, ее стоимость нередко доходит до 200 тысяч евро. "Префектура не хочет увеличивать количество выдаваемых лицензий, - рассказывает таксист Фарид Зайтуни. – В продажу попадают лицензии частников, которые уходят на пенсию. Ясно, что если один ушел, а десять хотят занять его место, то он выставляет цену, какую хочет".
Китайские таксисты, в основном, работают на государство, частников не более 20 %. Но и у них машины определенной расцветки, фонарь, счетчик, выдающий чек, информация о тарифе прямо на стекле – 2 юаня за километр. "В Пекине очень строго следят за соблюдением всех правил. У нас нелегалов нет. Нарушать себе дороже будет", - объясняет таксист-частник Чжан Вей Ли.
В России тех, кто не будет соблюдать правила такси, сначала ожидают предупреждения, а с 1 января 2012 года - серьезные штрафы. Особое внимание будет уделяться бомбилам. Нелегальных таксистов будут ловить на живца. Такая операция называется "Контрольная закупка".
Как рассказал начальник Управления организации и контроля легковых пассажирских таксомоторных перевозок Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Игорь Ездаков, "сотрудник уполномоченного органа под видом пассажира будет находиться в такси, и по результатам этой перевозки уже выяснится, имеет ли право водитель транспортного средства осуществлять перевозку в виде такси".
Самое сложное – изменить сознание потенциальных пассажиров, а также водителей. Чтобы одни отдавали предпочтение официальным перевозчикам, а другие не стремились подработать частным извозом. Ведь поймать бомбилу в таком городе, как Москва, проще простого. Для этого не нужно даже поднимать руку, достаточно просто выйти на проезжую часть.