В семьях староверов, которые недавно вернулись в Россию, детей учат дома
С неожиданной проблемой столкнулись семьи староверов, которые недавно вернулись в Россию. По традициям, они учат детей дома, причем программа совершенно не совпадает с российской школьной. Но по законам, каждый ребенок в нашей стране должен получить начальное образование. Власти не хотят идти на конфликт, а сами староверы намерены оставить все как есть.
Когда видишь старообрядцев, кажется, что на машине времени попал, как минимум, на 100 лет назад. Они ничем не отличаются от своих предков - так же одеваются, говорят, читают и учат детей.
У староверов - своя система образования. Книга номер один - азбука церковнославянского языка, ей детей обучают с самых малых лет. Когда они становятся чуть постарше, изучают старинные псалмы - тоже на церковнославянском. И лишь потом - уроки современной грамоты.
Им понятней древнерусский, а не привычный для нас алфавит. Даже самые маленькие старательно штудируют псалтырь и бегло читают ветхозаветные молитвы.
При этом современный букварь первоклассника - слишком сложная книга даже для 10-12-летних. Трудновато и писать - на бумаге они едва могут вывести свои имя и фамилию. Мирское в общине изучается по остаточному принципу.
53 переселенца приехали в Приморский край из Боливии по государственной программе поддержки соотечественников. Их временно поселили в панельном доме в селе Корфовка. Скоро община планирует уединиться вдали от деревни, построив деревянные дома на своих сельхозугодиях.
Все эти люди - потомки староверов, покинувших Советский Союз еще в 20-30-е годы. Привычный для них образ жизни - это работа в поле и молитвы. Посещение общеобразовательной школы в их вековые традиции не входит.
"Нам важно сохранять традиции, веру и обряды, и будет больно и обидно, что мы в чужой стране сохранили, а тут, в своей русской стране, потеряем", - говорит Ульян Мурычев.
Мнения детей разделились. Те, что постарше, привыкли вставать с первыми петухами и до темноты помогать взрослым, и уже не представляют, что можно жить как-то иначе. Те, что помладше, с удовольствием играют с соседскими детьми, и были бы не против продолжить общение за школьной партой.
Дмитрий Мурычев рассказывает, что отец не разрешает ему ходить в школу, говорит, что у него будет свой учитель, который будет учить его дома.
Чиновники от образования в растерянности. С одной стороны, давить на добровольных переселенцев не хочется. Но по закону, все граждане России обязаны водить детей в школу, независимо от веры и убеждений.
"В соответствии со статьей 43 Конституции РФ, начальное и общее образование должно быть бесплатным и является обязательным. Соотечественникам, конечно же, предложили учиться в школе, которая находится в селе Корфовка. В настоящий момент они ещё думают". – сообщил начальник отдела трудовых отношений администрации Уссурийского городского округа Александр Прохоров.
Думать осталось совсем недолго. Но уже понятно, что ответ, скорее всего, будет отрицательным. Глава общины Ульян Мурычев говорит: если староверов станут заставлять водить детей в школу, они ради сохранения традиций готовы будут даже переехать в другие места.
Канун первого сентября – самое время поговорить о школе. О плюсах и минусах семейного образования в эфире Первого канала дискутировали кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета Инна Володарская и разработчик системы семейного образования Игорь Чапковский.
Инна Володарская считает, что семья должна принимать непосредственное участие в образовании ребенка. Однако школа, по ее мнению, – это "не только изучение тех или иных предметов". "Каждый из нас проживает в школе за 11 лет жизнь – сложную жизнь с ее плюсами и минусами. И, проживая ее, каждый ребенок учится жить в этой жизни", - говорит эксперт.
Педагог допускает, что "есть такие ситуации, когда ребенка необходимо обучать и воспитывать дома", но она не может согласиться с тем, чтобы "домашнюю школу сделали единственной формой образования, обучения и развития ребенка".
"Наша задача – не противопоставлять семейное воспитание школе, а помогать школе решать трудные проблемы, с которыми она столкнулась, помогать ей реализовывать новые стандарты образования", - заключает Володарская.
Игорь Чапковский уверен: "Школа перестала решать свою образовательную функцию. Я называю ее камерой хранения". Эксперт считает, что родители отдают детей в школу, только чтобы они были "под надзором, а не болтались по улицам".
По закону, право выбора формы обучения принадлежит родителю, отмечает специалист, поэтому многие люди, разочаровавшись в школьной системе образования, решают переводить ребенка на домашнее обучение. "У меня перед глазами прошли сотни родителей, которые обучили детей в семье, - рассказывает эксперт. – Для освоения программы 1-2 класса достаточно заниматься 1 час, а не сидеть 4 часа. У детей появляется время на занятия спортом. В то время как принудительное общение в школе ни к чему не готовит".
Чапковский добавляет, что родителей, которые решают заниматься обучением своих детей дома, меньшинство, По его мнению, "это тяжкий и вместе с тем очень радостный труд". Кроме того, эти люди подвергаются давлению со стороны системы.