Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
15 августа 2011, 21:01

Открытые в шторм иллюминаторы довершили цепь нарушений, приведших «Булгарию» к гибели

Ространснадзор завершил расследование обстоятельств гибели теплохода "Булгария". Главный вывод экспертов: судно затонуло из-за нарушения требований безопасности, низкой квалификации экипажа и целого ряда грубейших ошибок. Непосредственной причиной трагедии стали открытые иллюминаторы - через них в трюмы корабля за считанные минуты поступили десятки тонн воды.

Весь корпус "Булгарии" в меловых пометках. Эксперты уже осмотрели судно и снаружи, и внутри. Мелом обозначены каюты, специальные отсеки, даже измерен слой краски. Комиссия Ространснадзора завершила свое расследование и дала ответ на главный вопрос – почему же затонул теплоход и по чьей вине погибли 122 человека, из них 28 детей. Причин трагедии, по версии специальной комиссии ведомства, несколько.

"Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна", - указали специалисты Ространснадзора.

При осмотре теплохода эксперты выяснили, что с "Булгарии" даже не могли подать сигнал бедствия. В радиорубке передатчик был просто отключен от антенны. Также известно, что в момент аварии на судне не работал электрогенератор, теплоход был полностью обесточен - не было связи, судно стало неуправляемым.

Однако эксперты утверждают, что и в этих условиях команда могла хотя бы попытаться спасти "Булгарию". "На данном типе судна есть аварийный дизель-генератор, который находится на главной палубе левого борта. Непонятно, почему не воспользовались аварийным дизель-генератором. И вообще тут, можно сказать, история темная", - считает главный сварщик Пермского судоремонтного завода Олег Бондаренко.

То, что "Булгария" неисправна, было видно еще в порту невооруженным глазом. Судно шло с креном 4 градуса на правый борт. По версии комиссии, именно это и сыграло решающую роль. Это широкое место в Куйбышевском водохранилище все речники называют опасным, диспетчеры практически всегда дают здесь один и тот же прогноз погоды - шторм. В тот день дул сильный ветер и шел дождь, однако капитан даже не поставил в известность диспетчера о предстоящем рейсе.

Вскоре после отплытия он дал команду "лево руля", в результате чего теплоход по инерции накренился вправо на 9 градусов. В иллюминаторы хлынула вода. Дальше сильный порыв ветра - судно еще больше заваливается на правый борт. Всего за 5 секунд крен увеличился с 15 до 20 градусов. Эксперты выяснили: в тот момент были открыты 38 иллюминаторов. "Булгария" опрокинулась на правый борт и начала тонуть. "Иллюминаторы могут быть открыты, если высота борта до горизонта воды соответствует. Но если штормовое предупреждение, то обязательно надо задраить все иллюминаторы. То, что он вышел без приказа, это вообще преступление. Капитан не мог выйти без приказа. Я даже не знаю, как он добровольно мог выйти без согласования с диспетчером", - недоумевает капитан-механик теплохода "Ракета-185" Анатолий Маслаков.

Эксперты заявляют: еще до крушения в "Булгарии" уже было много воды. В корпусе судна обнаружены мелкие отверстия, которые должны были отремонтировать. Таким образом, вода копилась в трюме не один месяц. Бак сбора сточных вод также был полон. Хотя, по правилам, должен очищаться после каждого путешествия.

Сразу после трагедии говорили о том, что теплоход мог налететь на препятствие. Однако никаких серьезных повреждений эксперты не обнаружили. Технические эксперты свою работу закончили, у следователей же она в самом разгаре. Уже арестованы директор туристической фирмы "Агроречтур" Светлана Инякина и эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, именно он проверял теплоход перед рейсом.

Со дня крушения "Булгарии" прошло почти 40 дней. В Куйбышевский затон, недалеко от места трагедии, до сих пор приезжают люди. Они несут сюда цветы, детские игрушки. Стало известно, что скоро здесь появится мемориал памяти жертв "Булгарии". И сюда же перевезут сотни детских игрушек из речного порта Казани, чтобы вспомнить каждого, кто так и не вернулся домой.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей