На Сахалине откроют первый в России природно-технический заповедник
Главной достопримечательностью заповедника станет узкоколейная железная дорога, проложенная ещё японцами в начале XX века.
По этим путям теперь изредка бегает лишь старенький мотовоз. Забирает дачников с приусадебных участков. Ветку Южно-Сахалинск-Холмск закрыли еще в 90-х из-за нерентабельности. Большую часть узкоколейной железной дороги демонтировали, остался только 5-километровый участок. Именно здесь впервые в России планируется создать технико-природный музей-заповедник, изюминкой которого станут старинные железнодорожные тоннели, галереи и 30-метровый мост.
Железную дорогу на юге Сахалина строили еще японцы. Этот участок возвели за семь лет, в 1928 году по нему было открыто движение.
Японцы строили железную дорогу в сложной горной местности со множеством сопок, распадков и перевалов. Поэтому обычные тоннели и мосты здесь сплетаются в сложные архитектурные конструкции. Как, например там, где пути дважды пронизывают сопку и соединяются наверху мостовым переходом. От захватывающей дух высоты, этот мост железнодорожники даже окрестили Чeртовым.
"Когда пассажирские поезда проходили уже по верху моста, то снизу было видно, как в тоннель, который находится под ним, поднимается грузовой поезд. И получается поезда шли один за одним. Было страшно", - говорит начальник бригады путейцев Алексей Балюра.
Всего было возведено 35 мостов. Самый высокий из них почти 50 метров. Не менее уникальна система тоннелей и галерей. Их длина в общей сложности составляет 5 километров.
На этом участке пути было построено 15 тоннелей. Самый короткий - около 100 метров, самый длинный - почти тысяча. Путейцы говорят: если бы он был хотя бы метров на 10-15 больше, то всему тоннельному комплексу был бы присвоен уже статус метрополитена.
"Красота, которая открывается с данного места и возможность даже посмотреть с инженерной точки зрения на такое грандиозное сооружение того периода, я думаю, что это очень интересно", - считает представитель туристической компании Ирина Ли.
Сейчас туристов водят только в музей железнодорожной техники. Подвижной состав здесь - весь японский. Из-за колеи, шириной чуть больше метра его использовали очень долго. Сейчас старую узкоколейку на Сахалине постепенно заменяют на обычную для России широкую колею. Так что решение сохранить эту историческую ветку стало весьма своевременным. В планах - пустить по ней даже те японские паровозы, которые сейчас стоят в музее. Так что у туристов скоро появится возможность проехаться с ветерком по знаменитому "Чертову мосту".