Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
2 августа 2011, 21:03

Российские эксперты комментируют польский отчёт о катастрофе самолёта президента Качиньского

Сегодня эксперты Межгосударственного авиационного комитета прокомментировали доклад, обнародованный в Польше на прошлой неделе. Речь идет о причинах авиакатастрофы под Смоленском, в которой 10 апреля 2010 года погиб президент Польши Лех Качиньский и все члены делегации.

Председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов отметил противоречия в польском докладе, на которые эксперты посчитали нужным еще раз обратить внимание.

Польский доклад ничем особенным не удивил, скорее, разочаровал попытками переложить, пусть и частично, вину за катастрофу с больной головы на здоровую, говорят в Международном авиационном комитете. МАК отметил ряд явных нестыковок в документе, опубликованном в Варшаве на прошлом неделе. Во-первых, напомнили эксперты, аэродром в Смоленске был действующим, а не "временно открытым", как пишут авторы польской версии. Ссылки на неисправность свето-сигнальной и радио-электронной систем явно несостоятельны.

"По имеющимся в аппаратных журнала записям все радиотехнические сигнальные средства аэродрома перед началом полетов 10 апреля были исправны и работоспособны. Никаких замечаний от экипажей российских и польских воздушных судов, которые прибывали на аэродром 7 апреля, 10 апреля и в ночь на 11 апреля не было", - заявил председатель комиссии МАК по расследованию причин катастрофы Алексей Морозов.

Еще один польский тезис - экипажем якобы "командовали" российские диспетчеры - тоже из разряда ложных, отметили эксперты МАК. Как неправда и то, что кто-то давил на самих диспетчеров. Это ясно из полной расшифровки переговоров наземных служб. Польская сторона предпочитает называть злополучный борт "военным". Видимо, потому, что команда на посадку таких самолетов в компетенции диспетчера. Между тем, по всем общепринятым правилам тот рейс имел статус международного. Что подтверждают все те же переговоры диспетчеров с пилотами, где ясно прозвучало слово "международный". "Земля" не раз предупреждала экипаж о плохой видимости, советуя уйти на запасной аэродром. Но диспетчеры могли только информировать, а не приказывать, как утверждается в польском докладе.

Почему польский экипаж все же все решил приземляться? Несмотря на то, что всед за предострежениями диспетчеров в кабине пилотов сработала еще и система предупрждения: земля совсем рядом, немедленно уходить на второй круг. Потому что летчикам, и об этом говорят расшифровки самописцев, ясно дали понять: "заказчик", то есть сам президент Лех Качиньский, будет очень недоволен, если с прибытием случится задержка.

Получается, что если кто-то и давил на пилотов, то это были сами выскопоставленные пассажиры, но никае не диспетчеры. С самого начала расследование МАК было бесперцедентно открытым. Варшава получала всю информацию, более того, 30 польских специалистов работали в комиссии. Почти все технические замечания поляков вошли в итоговый доклад комитета. Эксперты из третьих стран, нейтральных в данной ситуации, пришли к схожим выводам

"Это было самое обычное крушение. Ошибка пилотов, случавшаяся в истории авиации много раз. Для польского народа это стало таргедией, человеческой и политической. Настолько тяжелой, что, узнав правду, поляки не смогли ее принять - правда была невыносимой. Отсюда желание найти, на кого переложить если не всю вину, то хотя бы часть вины", - считает авиационный эксперт Великобритании Дэвид Лермонт.

Желание, понятное психологически. И, возможно, мотивированное политически, частью польской элиты. Но, с точки зрения экспертов, доклад Международного авиационнго комитета остается наиболее объективным и неполитизированным.

Авиационный эксперт США Кевин Хайт считает, что МАК отлично справился с расследованием. "Их доклад - на самом высоком  уровне, ведь расследование было очень тщательным. Иногда политика вмешивается в такие дела, но в данном случае ничего подобного не наблюдалось", - говорит Кевин Хайт.

Чего не скажешь о польской версии расследования. Специалистам ясно: за некоторыми туманными гипотезами попытка скрыть ошибки пилотов в смоленском тумане.

"Польская сторона подтвердила в своем документе, что в самом деле экипаж был не должным образом подготовлен. Все остальное, что они начинают предъявлять претензии к аэропорту, диспетчеру, -  это ни малейшего отношения к авиакатастрофе не и имеет", - считает заслуженный летчик СССР Олег Смирнов

"Если на высоте принятия решения в каждом аэропорту она разная, в Смоленске это было 100 метров, ты не установил надежного визуального контакта с взлетно-посадочной полосой или огнями взлетно-посадочной полосы, ты обязан, и дальше идет без вариантов, дать взлетный режим двигателям, убрать шасси и уйти на запасной аэродром", - говорит Олег Смирнов.

"Мы, как техническая комиссия, все привлеченные эксперты, мы уверены, что экипаж принимал неправильные и неадекватные ситуации решения. Именно поэтому он и не смог их реализовать", - сказал Алексей Морозов.

Проблемы с подбором экипажа для польского лайнера №1 не отрицают и в Варашаве. 36-й полк польских ВВС оказался не таким уж элитным в смысле кадрового состава. Сама польская комиссия отметила, что оба летчика и штурман имели низкую квалификацию для столь ответственных полетов. По-русски говорил только командир, вынужденный разрываться и на общение с диспетчерами, и на принятие решений, требовавших секундной реакции. На борту отсутствовал и офицер навигации.

Непредвзятые эксперты, и не только российские, констатируют очевидное: пилоты того рокового рейса, выполняя желание главного пассажира, пренебрегли международными правилами и служебными обязаностями, что в конечном итоге закончилось трагедией, трагедией, которую так близко приняли к сердцу не только в Польше, но и в России.

Читайте также: