Правоохранительные органы выясняют обстоятельства появления в Интернете конфиденциальной информации
В широком доступе оказались имена и адреса клиентов онлайн-магазинов. Простой запрос в виртуальных поисковых системах позволяет узнать и о совершённых покупках, некоторые из которых клиенты не спешат делать достоянием гласности.
Отныне в Интернете видны интимные подробности жизни десятков российских пользователей. Точнее, их предпочтения в сексуальной сфере. Например, Ольга из Санкт-Петербурга недавно купила через интернет-магазине сразу 14 пикантных товаров. Среди них - кожаная плетка. А Елена из города Бузулук - карнавальный костюм "игривая школьница". И это - самые безобидные заказы. На каждом заказе имя, фамилия и точный адрес. Можно представить, что ждет засветившихся покупателей на форумах и в социальных сетях, где они тоже, наверняка, зарегистрированы.
Массовая утечка из виртуальных секс-шопов и множества других интернет-магазинов, например, бытовой техники, произошла через популярные поисковые системы: "Yandex", "Google" и "Mail.ru". Все они в один голос заявляют о своей невиновности. Объясняет: наши умные машины просто делают свое дело - ищут информацию. Персональные данные туда попали просто потому, что продавцы их плохо защищали.
Администрация виртуальных магазинов от комментариев отказывается. А в частных разговорах грешит на происки хакеров.
"Виноват, безусловно, владелец магазина. Это недосмотр либо разработчиков, либо администратора, либо и тех и других. Это некомпетентность людей, которые создали вебсайт и сделали эту информацию доступной без пароля", - считает глава центра разработки "Google" в Москве Евгений Соколов.
И все это на фоне еще незабытого скандала с смс-сообщениями от оператора связи "Мегафон". На прошлой неделе сразу 8 тысяч сообщений пользователей "Мегафона", отправленных через Интернет в Интернете и оказались - в "Яндексе", в открытом доступе. Тогда утечку смогли ликвидировать за несколько часов. Но она все равно вызвала бурю возмущения в Интернете. У виртуальных магазинов технических возможностей сотового оператора нет. Поэтому данные о персональных покупках спокойно висят в сети до сих пор и портят жизнь покупателям интимных товаров, которые, как и отправители эсэмэсок, по сути, прежде всего, рассчитывали на конфиденциальность.
Улыбка специалиста по защите личной информации компании "Google" Питера Флейшнера для засветившихся покупателей интим-магазинов, сейчас, наверно, выглядит многозначительной. Но они сами, как и все пользователи, должны осознавать: выбирая комфорт виртуальной жизни, мы рискуем раскрыть подробности своей личной жизни. Ведь в Интернете, действительно, найдется и хранится все.
"Если вы регистрируетесь на сайте, вы должны знать, что мы храним информацию о том, что вы ищите, какие страницы посещаете, не для того, чтобы за вами следить. Это позволяет нам персонализировать сервис, предлагать вам те товары и услуги, которыми вы интересуетесь", - объясняет Питер Флейшнер.
Другими словами, все для удобства пользователя. Но технологии развиваются. Пользуются ими, в том числе, и злоумышленники. А системные администраторы, бывает, ошибаются. При желании из социальных сетей и данных запросов поиска о человеке можно узнать такое, что он скрывает даже от близких друзей. И тогда вера в защищенность и анонимность превращается в иллюзию. И невольно задумаешься: может, в магазин было лучше ногами сходить?