Операцию по подъему аварийного севшего на Оби Ан-24 готовят в Томской области
Из реки Обь предстоит вытащить самолет Ан-24, который совершил в понедельник, 11 июля, аварийную посадку на Оби. Большинство пассажиров остались живы.
Рядом с местом аварийного приземления начинают готовить кран, чтобы вытащить Ан-24 на сушу. Эта посадка точно войдет в число самых рискованных в истории российской авиации. Пилоты справились с самолетом, у которого горел двигатель, и сохранили жизни большинству пассажиров.
Этот участок реки очень коварен с точки зрения подводного рельефа. Там, где сейчас находится самолет, глубина во время посадки составляла около 1,5 метров. Сейчас вода сильно спала, поэтому мельче. Буквально несколько метров правее — резкий обрыв. И там глубина уже до 20 метров. А ближе к берегу — мелководье. Таким образом пилоты практически вслепую — вода здесь очень мутная и с воздуха дна не видно — смогли выбрать оптимальную зону для посадки.
В день ЧП для экипажа это был уже второй рейс. Во время первого — утверждает командир Андрей Глызин — никаких сложностей не возникло. Не было замечаний и у техников, готовивших Ан-24 к вылету из Томска в Сургут. Однако через час в воздухе начались проблемы с левым двигателем. Командир его отключил. Уже после этого двигатель загорелся. Плюс к этому отказала гидравлическая система, без которой невозможен нормальный полет и, тем более, посадка. До аэродрома в Нижневартовске оставалось 60 километров, но туда было уже не успеть.
По словам командира экипажа Алексея Глызина, двигатель к тому времени "уже практически отвалился", ситуация из аварийной переросла в катастрофическую. "Я понял, что у нас другого выхода нет, как только попытаться выполнить посадку на воду", — сказал командир. Выбирать, где именно садиться, было некогда. Счет шел на секунды. Решения принимались мгновенно. Приводнение — точнее, управляемый удар о поверхность реки Обь — произошло на скорости примерно 300 километров в час. У Ан-24 деформировался фюзеляж в зоне крепления крыльев, оторвался хвост и тот самый левый двигатель. После того, как самолет остановился, выяснилось, что дверь заблокирована.
Стюардесса Виктория Новак спасала пассажиров через верхний люк в кабине пилотов. Помнит, как люди благодарили. А вот она не успела сказать "спасибо". Всем кто сразу, не раздумывая, бросился на помощь. Рыбакам. Местным жителям. И особенно пассажиру из первого ряда. Позже узнала: его зовут Андрей. "Он помогал во всем. Он вытаскивал людей, помогал мне оказывать первую помощь пострадавшим. Одевал в свои вещи, которые сухие из багажа достали", — рассказала стюардесса.
Зажатой между креслами Елене Косицыной из самолета помогли выбраться пилоты. 11 июля — день аварийной посадки — теперь считает вторым днем рождения — своим, дочери и двухлетнего внучка. Точную работу пилотов отмечали практически все выжившие пассажиры. После того как выбрались на сушу и осознали: приземлись самолет чуть правее или левее — могли сгореть или утонуть.
Однако сами члены экипажа геройским свой поступок вовсе не считают. "Мы просто делали свою работу". В конце интервью — маленькая просьба от командира. Сказать о том, что никак не дает покоя. "Хотелось бы выразить семьям погибших искренние соболезнования. Извиниться за то, что не смогли всем спасти жизнь. Пострадавшим, получившим травмы, пожелать скорейшего выздоровления", — сказал Алексей Глызин.
Что стало причиной аварии Ан-24 — станет ясно только после расшифровки "черных ящиков". Они уже отправлены на экспертизу в лабораторию МАК. Пока среди основных версий следствия — техническая неисправность самолета и ошибка членов экипажа. В чем могла быть ошибка — сами пилоты, по их словам, не понимают. На вопрос — как бы вы поступили если бы можно было вернуть время назад — отвечают не задумываясь: точно так же.