По всей стране проходят проверки пассажирских судов
Сейчас по всей стране начались масштабные проверки пассажирских судов. Особое внимание уделяется круизным лайнерам старой постройки. В России осталось два теплохода такого же класса как "Булгария". В Саратове специалисты закончили осмотр судна "Композитор Глазунов". Другое - "Пётр Алабин" пришвартовано в Казани. Возможно, ни одно, ни другое в рейс больше не выйдут.
"Теплоход дальше не идет - просьба освободить каюты". После крушения "Булгарии" все суда такого типа оказались в черном списке. "Петр Алабин" прибыл в казанский порт накануне вечером. На борту 87 человек - в основном пенсионеры и семьи с детьми. Часть туристов уже покинули теплоход - и их автобусами отправили обратно в Чебоксары. Остальные продолжат круиз на другом судне.
Семь коротких сигналов - и один длинный. Правда- похоже что не все пассажиры знают что это означает тревогу. Учебные тренировки на малых речных судах, согласно правилам, должны проходить не реже, чем два раза в месяц. Под наблюдением специальной комиссии за борт спускают 7-местную шлюпку. Единственную на этом судне, которое вмещает до 200 пассажиров.
От начала спуска шлюпки до погрузки в нее пассажиров проходит более 4-х минут. В случае с "Булгарией" этого времени могло бы и не хватить. Спасательных жилетов много - но вот только инструкция к ним - мелким шрифтом на противоположной стороне палубы. Не секрет, что инструктаж перед выходом в рейс проводится далеко не всегда, и успеет ли матрос, который один на всех пассажиров уделить внимание каждому?
Теплоход "Композитор Глазунов" - корабль-близнец затонувшей "Булгарии", следовавший из Казани в Астрахань, стоит на рейде в Саратове. И дальше, похоже, не пойдет. Накануне специальная комиссия обследовала судно и не нашла технических проблем, но сегодня появилась информация что документы на судно уже аннулированы в регистре речного судоходства. Что делать с туристами, которые остаются на теплоходе, не понятно. От официальных комментариев чиновники отказываются.
Тем временем появляются новые подробности о затонувшей "Булгарии". Руслан Ибрагимов - глава компании которая арендовала этот теплоход для пассажирских перевозок прошлым летом. Уже тогда техническое состояние судна вызывало нарекания.
По его словам - небольшой крен на правый борт почи всегда есть у теплоходов такого типа и связан с особенностями их конструкции. На "Булгарии" были и водонепроницаемые перегородки но оказались бесполезны - затолпенными оказались сразу все отсеки. Не состоятельна по его мнению и версия о том что теплоход вышел в рейс с существенной перегрузкой.
"По так называемым мобпредписанием, этот теплоход в течение трех часов может возить до 700 пассажиров, ну война и тому подобное. Плюс в баках корабля находилось около 7 тонн топлива а они расчитаны на 30 - 40 тонн. Представляете арифметику - 33 тонны был свободны", - говорит Ибрагимов.
Речной туризм - бизнес сезонный. Экипажи круизных теплоходов формируются лишь на время навигации и настоящие профессионалы - на вес золота.
"Корабль выходил в навигацию 15 июня это поздно, традиционно они выходят вначале мая и весь серьезный профессиональный плавсостав уже разобран - это означает что на борт теплохода пришли люди, мягко говоря, никому не нужные", - рассказывает Ибрагимов.
Неопытность экипажа "Булгарии" подчеркивают и рабочие Пермского судоремонтного завода, где теплоход готовили к нынешнему сезону.
Техническая подготовка "Булгарии", рассказывают здесь, проходила в спешке. Экипаж пытался настроить все узлы и системы своими силами. Из-за этого у арендатора даже сорвались два запланированных круиза.
"Вот мы ришли на помощь этому экипажу, бестолковому можно сказать. Конечно, когда они уже зашивались, да и делали это все быстрей-быстрей. Но это не говорит о том, что пароход ушел отсюда со сломанным двигателем, как сейчас это муссируют. Нет, он ушел в прекрасном рабочем состоянии", - рассказывает начальник цеха судоремонтного завода Андрей Молодцов.
Тем не менее, на заводе признают - для этого судна 1955 года постройки найти подходящие детали уже не найти. Так что, сломанные приходилось не менять, а восстанавливать. Специалисты завода предлагают еще одну версию гибели "Булгарии" - на судне отказали системы отведения воды и она к моменту поворота теплохода уже заполнила часть отсеков.
"Может быть причина, то, что были неисправны системы, системы осушения, системы балансировки судна. Т.е. где то были открыты раны", - предположил главный сварщик судоремонтного завода Олег Бондаренко.
Более определенно о причинах катастрофы можно будет говорить после того как судно будет поднято на поверхность. Но сейчас обращает внимание то, что трагедия произошла в праздник - День Рыбака - и есть свидетельства что команда теплохода отметила его весьма бурно. Так ли это на самом деле - выяснит следствие.