Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 июня 2011, 21:01

Все обстоятельства и версии авиакатастрофы в Карелии с места трагедии

Неделя началась с трагедии – 20 июня вечером пассажирский самолет Ту-134 потерпел катастрофу под Петрозаводском, в результате которой погибли 47 человек. Экипаж заходил на посадку в густом тумане, к тому же аэропорт Петрозаводска до сих пор не оборудован системой автоматической посадки самолетов. Впрочем, окончательные причины катастрофы сформулируют специалисты.

Ксения Маслова и Виталий Гашко оказались первыми на месте трагедии. Они вынесли из огня 36-летнюю Александру, которая чудом уцелела и пострадала меньше остальных. "Когда ее вытащили, мне было не отойти от нее, она вцепилась в меня и говорит "только не отходите"; даю пить, а во рту у нее песок", - рассказывает Ксения.

Первые кадры с места катастрофы – все в огне. Авиатопливо разливается, пожар становиться сильнее. Выжившие кричат и зовут на помощь. "Он вставал и падал, шел по раскаленному металлу; я подбежал, говорю ползи ко мне, взял за руку, мы вдвоем его вытащили", - вспоминает Виталий.

Их было 9 человек – тех, кто не испугался и не стоял в стороне, снимая происходящее на сотовый телефон. Среди них 14-летний Анатолий. Его отец после награждения медалью "За отвагу на пожаре", с трудом сдерживая слезы, признается, из-за чего до сих пор не может заснуть. "Жалко, что не всех спасти смог; жалко мальчика, у меня младший сын такой же, как он", - говорит Валерий Минин. 8-летнего Антона Терехина Валерий Минин вынес из-под обломков. Несмотря на старания врачей, ребенок скончался в больнице. В авиакатастрофе погибла и его мать. Сестра в реанимации. Из 43 пассажиров и 9 членов экипажа погибли 47 человек – жители России, иностранцы. Многие летели с семьями, на отдых.

Сразу после трагедии по распоряжению Президента Дмитрия Медведева в Петрозаводск вылетают два самолета МЧС. На борту – специальные модули для эвакуации тяжелобольных. Из 7 выживших в клиники столицы доставлены 6 человек.

С обсуждения авиакатастрофы начинается и президиум правительства на следующий день. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова докладывает, как помогают людям. Владимир Путин распорядился проследить за тем, чтобы все пособия дошли до людей. "Естественно; мы вошли в состав правительственной комиссии как раз по этой тематике", - сообщила министр здравоохранения.

Приблизительная картина случившегося уже восстановлена. Ту-134 вылетел из московского Домодедово в 22.30. Полет проходил в штатном режиме. Но в Петрозаводске ухудшается погода, усиливается туман.

На посадку самолет заходит по радиокомпасу, настроенному на радиомаяки аэродрома. Ту-134 должен идти по линии, проложенной через дальний и ближний приводы аэропорта. Самолет проходит дальний привод. В кабине раздается громкий звонок, сообщающий об этом. Высота 200 метров. Снижение продолжается. Только слишком быстро и в сторону от правильной траектории. Примерно в километре от полосы лайнер уже на высоте 20 метров, это как минимум в два с лишим раза ниже, чем полагается. Самолет задевает сосну, становится неуправляемым, падает и взрывается. До ближайших домов - около 50 метров.

"До места первого столкновения с деревом следов разрушения в воздухе, следов пожара, взрыва нет. Это свидетельствует о том, что самолет не разрушался задолго в воздухе, а все разрушения произошли после первого столкновения с деревьями", - сообщил глава Росавиации Александр Нерадько.

События последних минут предстоит восстановить по секундам. Есть высота принятия решения – 60 метров. Именно в этой точке экипаж выбирает - садиться или уходить на второй круг. Железное правило авиации: нет визуального контакта с землей - немедленно вверх. Но Ту-134 продолжает снижение. По одной из версий, летчики из-за сильного тумана пытались, как говорят в авиации, поднырнуть под траекторию посадки, чтобы зацепиться глазами за землю. Когда это произошло, было слишком поздно.

"Избежать можно было, если вышли на эту высоту облаков и огни не увидели, землю не увидели; должны были немедленно уйти на второй круг и уйти на запасной аэродром, вот и все, а не продолжать искать возможность сесть", - пояснил летчик-испытатель, начальник летно-испытательного центра ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации Рубен Есаян.

Катастрофа экспертам напомнила трагедию под Смоленском. Самолет польского президента Леха Качиньского в апреле 2010 года так же садился - "по приводам". И в Смоленске, и в Петрозаводске аэропорты не оборудованы курсо-глиссадной системой. Она позволяет с большой точностью выйти на траекторию посадки в практически любых метеоусловиях. События развивались по похожему сценарию: сильный туман - раннее снижение - отклонение от курса и, как следствие, столкновение с землей. Тогда причиной катастрофы, в которой погибли все пассажиры и экипаж лайнера, специалисты назвали ошибку пилотов.

На подъем и погрузку каждой части разрушенного лайнера у спасателей уходит несколько часов. Все обломки самолета с места трагедии увозят на специально охраняемую территорию. Там эксперты внимательно изучают все эти оставшиеся куски искореженного метала. Продолжается и расшифровка "черных ящиков". По предварительным данным, все оборудование Ту-134 работало исправно. Изучается и запись переговоров с диспетчером аэропорта. По некоторым данным, он предлагал пилотам уйти на второй круг. Правда, неизвестно, видел ли диспетчер, что Ту-134 отклонился от заданной траектории; эту информацию можно получить только если работает посадочный локатор.

Как рассказал летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин, аэропорт под Петрозаводском "довольно своеобразный". "Там дальний привод, допустим, находится на сопочке, локатор в ночное время не используется", - уточнил Базыкин. Если это действительно так, то возникает вопрос, почему рейс пассажирского самолета запланирован на ночное время, когда не может обеспечиваться его безопасность. Возможен и другой вариант. Локатор включают только на время посадки самолетов. Было ли это сделано в ту ночь - еще предстоит выяснить.

Аэропорт в Петрозаводске – совместного базирования, гражданский и военный. Регулярные рейсы самолетов в Карелию возобновили относительно недавно. В начале 2000-х годов аэропорт разорился. По требованию прокуратуры все полеты отменили. В прессе Карелии об этом писали очень подробно. Так, в выпуске газеты "Карельская губерния" от 25 октября 2006 года, говорилось: "Образованное три года назад ЗАО "Аэропорт "Петрозаводск" до сих пор не имеет лицензии на аэропортную деятельность, из десяти обязательных сертификатов имеются только три". А в газете "Курьер Карелии" от 30 апреля 2009 года указаны такие данные: "В прошлом году аэропорт Петрозаводска прекратил прием регулярных пассажирских рейсов, более трех месяцев не выплачивалась зарплата, ряд служб не имел документов по сертификации, отсутствовало светосигнальное оборудование на взлетно-посадочной полосе".

Выйти из кризиса помогло правительство Карелии. В 2009 году закупили и новое светосигнальное оборудование, однако изнутри аэродром выглядит не слишком привлекательно. Под усиленной охраной только центральный въезд. С другой стороны через забор можно спокойно подойти к самой взлетно-посадочной полосе. На столбах из березы установлены сигнальные лампы. На территории аэропорта съемочная группа Первого канала была спустя два дня после трагедии, и буквально на глазах у членов съемочной группы приземлился такой же рейс из Москвы.

На выяснение всех обстоятельств трагедии может уйти не один месяц. 23 июня Дмитрий Медведев дал поручение подготовить документы об отказе от полетов на регулярных рейсах на Ту-134 с 1 января 2012 года. "Должно быть проведено максимально тщательное расследование, как это обычно бывает; расследование и техническое, и юридическое", - заявил Президент РФ. "Несмотря на то, что, вероятнее всего, произошла ошибка экипажа, это нужно еще установить, раньше времени нельзя делать выводы, это вероятностное предположение; тем не менее, я вчера дал поручение министру о том, чтобы нам готовить форсированный вывод Ту-134 из эксплуатации, и не только из-за этого летного происшествия, но и потому, что это пора сделать, - сказал глава государства. - Я полагаю, что в короткой перспективе специалисты проанализируют вопрос о запрете эксплуатации этих судов на регулярных рейсах".

С 2012 года планируют запретить полеты на всех пассажирских самолетах, не оборудованных системой предупреждения о близости с землей. По данным экспертов, в парке российских авиакомпаний несколько сотен таких машин. Разбившийся Ту-134 был в их числе.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей