Расшифровка бортовых самописцев лайнера будет проводиться в лаборатории МАК
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета провели аэрофотосъемку места катастрофы, составлен план разброса частей самолета. Специалисты уже комментируют возможные причины трагедии, но полную картину, как отмечают в МАК, даст только информация черных ящиков, которую будут расшифровывать в лаборатории авиационного комитета в Москве.
Снимок сделан примерно за девять часов до катастрофы: Ту-134 поднимается в небо из аэропорта Воркуты. По летной традиции комментарий гласит, что это - "крайняя фотография самолета", но сейчас ясно, что этот снимок последний.
Ту-134 был разработан в начале 1960-х годов и выпускался до середины 80-х. Сейчас в России используется всего 25 таких самолетов, а к 2015 году их эксплуатация должна быть прекращена.
Судя по бортовой карточке разбившегося Ту-134, самолет выпущен в 1980 году. Ему был 31 год. Впрочем, возраст - не главный показатель, гораздо важнее так называемый налет - количество часов проведенных в воздухе. Потерпевший катастрофу самолет налетал 40 тысяч часов, предел для машины такого класса - 60 тысяч. Так что лайнер был скорее в зрелом, чем преклонном возрасте.
Примечательна и его летная судьба. Из авиационного завода самолет был направлен в отдельный правительственный отряд во Внуково, обслуживающий первых лиц государства. Затем борт использовался на обычных линиях, а прежде чем попасть в парк авиакомпании "РусЭйр" полтора года находился без движения - на хранении.
Пока не расшифрованы "черные ящики", логику действий пилотов разбившегося лайнера пытаются расшифровать эксперты.
По словам заслуженного летчика-испытателя, Героя России Рубена Есаяна, аэропорт Петрозаводска не считается сложным для посадки. Его минус - в отсутствии так называемой курсо-глиссадной системы, которая в автоматическом режиме ведет лайнер до самой земли. В карельском аэропорту пилоты должны заходить на посадку вручную, ориентируясь по сигналам двух радиостанций, одна за другой расположенных в нескольких километрах перед посадочной полосой. На жаргоне летчиков это называется "заходить по двум приводам".
"Заходили по двум приводам в условиях плохой видимости и низкой кромки облаков, и видно допустили отклонение по снижению, - говорит летчик-испытатель Рубен Есаян. - Если вышли на высоту облаков и не увидели землю, не увидели огней, надо идти на второй круг и на запасной аэродром, а не искать возможность сесть".
Эксперты сходятся во мнении - летчики старались как можно раньше вынырнуть из-под облаков, чтобы увидеть землю, но в условиях плохой видимости не рассчитали скорость снижения. К тому же пилотов могли сбить с толку и огни машин на проходящей рядом дороге.
Аркадий Орлов, пилот-инструктор из Петербурга, проезжал возле места катастрофы буквально за полчаса до случившегося.
"Горизонтальная видимость была километр. Сомневаюсь, что экипаж имел допуски по третьей категории ИКАО ", - говорит пилот-инструктор.
По двум приводам заходил на посадку и самолет польского президента Леха Качиньского под Смоленском в апреле 2010 года. К катастрофе, в которой погибли все пассажиры и экипаж лайнера, привела ошибка пилотов. События развивались по похожему сценарию: плохие метеоусловия, раннее снижение, отклонение от курса и, как следствие, столкновение с землей.
Еще одна похожая катастрофа произошла четыре года назад в аэропорту "Курумоч" под Самарой. Из-за плохой видимости экипаж Ту-134 сажал самолет практически вслепую - и на сто метров промахнулся мимо полосы. В результате жесткой посадки стойки шасси подломились, произошло частичное разрушение фюзеляжа. Погибли 6 человек.
В расследовании катастрофы в Карелии всплывают новые подробности. Оказывается, что лететь в Петрозаводск пассажиры из Домодедово должны были другим самолетом, с другим экипажем и вообще другой авиакомпанией. Билеты на этот рейс продавала авиакомпания "РусЛайн", в парке которой два комфортабельных канадских "Бомбардье". Но в последний момент из-за того, что самолет не вмещал всех пассажиров - в "Бомбардье" всего 50 посадочных мест - свой рейс "РусЛайн" уступила компании "РусЭйр" и все полетели на Ту-134. Предупредить о такой рокировке пассажиров нужным не посчитали.
"В договоре на перевозку не указан тип воздушного судна, поэтому мы можем использовать любые провозные емкости, что было сделано в данном случае, потому что пассажиропоток увеличивается", - сообщила представитель службы по связям с общественностью авиакомпании "РусЛайн" Светлана Яковлева.
Впрочем, есть основания полагать, что в данном случае закон был все-таки нарушен. И если в ходе расследования причиной катастрофы будет названа вина экипажа или же техническая неисправность самолета, отвечать придется, скорее всего, обеим компаниям: и той, что продавала билеты, и той, что осуществляла рейс.
"Произошло грубейшее нарушение законодательства. Авиакомпания в одностороннем порядке поменяла перевозчика, не уведомив туристов, - говорит сопредседатель общественной организации "Клуб защиты прав туриста" Роман Бобылев. - Если авиакомпания меняет перевозчика, по сути, передала свои права другой компании, то они должны были согласовать это с пассажирами".
Ошибка экипажа, нарушения в работе наземных служб, техническая неисправность лайнера - это основные версии которые рассматривает следствие. Дело принято к производству Главным следственным управлением СК РФ.
"В аэропорту Петрозаводска также изъяты записи переговоров наземной службы с экипажем самолета и запрошены данные метеоусловий. Кроме того, в Москве, в аэропорту "Домодедово", откуда вылетал самолет, следователи ГСУ изъяли необходимую документацию и образцы топлива", - сообщил официальный представитель Следственного комитета В. Маркин.
Расследование катастрофы под Петрозаводском находится на особом контроле Генпрокуратуры.
В МЧС России открыта горячая линия для родственников погибших и пострадавших.
Телефон в Москве - 8 (495) 626-37-07.
Телефон в Петрозаводске - 8 (8142) 56-16-34.
Также горячая линия работает в Санкт-Петербурге - 8 (812) 369-99-99.
Список погибших и раненых размещен на сайте МЧС.