Сегодня, 21 июня, у кинологов профессиональный праздник
Специалисты начали тренировать собак для выполнения служебных задач ещё в 1906 году в Санкт-Петербурге. С того времени и до сегодняшнего дня никакие технические новинки не смогли превзойти чутьё собак. Однако недавно у них появился конкурент - волкособ.
Лаять он научился гораздо позднее, чем выполнять команды и искать взрывчатку. Ему привычнее выть, отчего нервничают его чистокровные коллеги - служебных собак. Грей - волкособ, мать волчица, отец немецкая овчарка.
"Вот, признак того, что волк мне полностью доверяет: перед каждым он пузо подставлять не будет. Я могу делать с ним, что угодно¬, поскольку он считает меня вожаком стаи", - рассказывает старший инспектор кинологической группы Станислав Час¬тиков.
Их стае 5 лет. Грей появился 10 лет назад на кафедре кинологии Пермского института внутренних войск, как результат научного эксперимента. Его пытались дрессировать, правда, без особого успеха, и уже фактически ставили крест на служебной карьере, но тут появился Станислав.
"Если его просто кормить, то он работать не станет. Пищу он зарабатывает на занятиях. Прямо бежит из вольера", - говорит
старший инспектор кинологической группы Станислав Частиков.
Эксперимент Станислава над экспериментом ученых: тогда еще диковинным и малоизученным волкособом удался. Натаскивать его на розыск и задержание он не стал, с этим отлично справляются и собаки. А вот чутье оказалось феноменальным.
По словам Станислава Частикова, "собака запоминает 10 тысяч запахов, а у этих в 10-20 раз больше".
И хотя волкособы уже появились в других подразделениях МВД, привычных овчарок, ротвейлеров, доберманов они заменить не смогут.
42 зуба, 4 клыка, ножницеобразный прикус и умение перехватывать конечность врага, чтобы усилить болевой шок. Кинолог Борисов как раз и учит собак всем этим пользоваться и кусать правильно.
"Собака изначально хватает туда, куда ей вздумается. Для того чтобы она кусала туда, куда надо, её обучают. Собака сама по себе не держит. Укусила, отпустила, укусила, отпустила", - поясняет старший инспектор кинолог Игорь Борисов.
Чтобы правильно подобрать защиту для тренировок, Игорь Борисов сначала дает собаке себя укусить. Некая защита в этот момент на нем есть, но все равно это риск. Ротвейлер, например, сходу перекусывает черенок лопаты.
Но для своих инспекторов все эти грозные овчарки, ротвейлеры и доберманы остаются самыми ласковыми, умными и любимыми.
"Чем больше у них взаимопонимания, чем больше времени проводят, тем лучше и работают", - говорит начальник зонального центра кинологической службы Главного управления МВД по г.Москве Николай Зотов.
И здесь далеко не редкость, когда служебные отношения перерастают во вне служебный роман.
"Ну, думаю еще около 6 лет прослужит. А потом домой ко мне. Будет жить у меня дома. Я его не брошу", - говорит о собаке младший инспектор-кинолог Наталья Смирнова.