Суд не позволил бабушке быть матерью для внуков
В Московском городском суде рассматривали необычное дело. Бабушка добивается признания своих внуков родными детьми. Малыши родились от разных суррогатных матерей после смерти их биологического отца. В программе "Время" на прошлой неделе рассказывали эту драматическую историю.
Сейчас малышам по 5 месяцев, но официально они не существуют - нет свидетельства о рождении, а есть судебные мытарства. И теперь у бабушки, которой необходимо стать мамой, впереди Верховный суд.
Быть матерью для внуков невозможно. Закон опять не оставил Ламаре Келешевой выбора. Единственный путь узаконить семью - оформить опекунство.
Заседание длилось дольше запланированного. От полемики стороны едва сдерживались. Как только суд удалился на принятие решения, в зале полушепотом, но разгорелся спор. О том, как сложно этике успеть за генетикой.
"Замечательные дети. Замечательная женщина. Грустные глаза, но я согласна с той половиной человечества, которая возражает против применения таких технологий", - говорит заместитель начальника ЗАКС Бабушкинского района Оксана Родионова.
Право на семью Келешевы отстаивают не первые. Несколько месяцев назад Смольнинский суд Петербурга записал в графе мать бабушку. Наталья Климова доказала - она внуку, рожденному после смерти сына, родная.
Пять лет назад история Екатерины Захаровой из Екатеринбурга стала сенсацией. Сегодня Гоша готовится к школе. И называет бабушку мамой - ведь это она заботится о нем каждую минуту.
Ламара Келешева тоже прошла через смерть сына от рака, поиски донора, суррогатных матерей. Невероятной новости - прижились все эмбрионы, счастливого рождения четырех внуков и суды. Но в московской истории все нет хеппи-энда. И пока тянется дело, страдают дети.
"Они просто не существуют. Наверное, нужно по-человечески немного подходить", - говорит Ламара Келешева.
Быть матерью закон Ламаре Келешевой не запрещает и не разрешает. Семейный кодекс писали 15 лет назад. Предположить тогда, о чем сегодня смогут спорить благодаря научным открытиям, было невозможно. Этике сложно успеть за генетикой. Но избежать решения уже нельзя.
Российское право беспрецедентное, аналогии не рассматривает. Но дело Ламары Келешевой юристы уже называют уникальным. Ведь, по сути, решается вопрос - могут ли одинокие мужчины и женщина, не состоящие в браке, воспользоваться программой суррогатного материнства. И обрести свое семейное счастье. Это решит Верховный суд.