В преддверии Паралимпийских игр Сочи задает новые стандарты в области инфраструктуры для инвалидов
Новый стандарт городского благоустройства, который позволит людям с ограниченными возможностями передвигаться, не встречая на своем пути препятствий, разрабатывают в Сочи. Его авторы - сами инвалиды, которые не понаслышке знают, как трудно перемещаться по большому городу. Задача минимум - до всемирной Паролимпиады-2014 создать так называемую "безбарьерную среду". А в будущим такой стандарт планируется внедрить по всей России.
Альберту Мищенко приходится быть юрким, чтобы не угодить под колeса десятков машин. Каждое утро он лавирует по сочинским пробкам. Пятидесятилетний мужчина решил выучиться на программиста, и вот уже несколько месяцев дорога от дома до института превращается в экстремальную гонку. Он ездит по проезжей части, потому что далеко не везде есть оборудованные спуски и переходы.
"По центру города вы сможете проехать. Пандусики, кирпичиками всe отделано. Стоит вам только выехать на Донскую улицу или Пластунскую, там уже ты едешь строго по обочине", - говорит инвалид II группы Альберт Мищенко.
Недавно, говорит Альберт, город начали обустраивать. Но где-то специальные устройства для инвалидов сконструировали так, что воспользоваться ими нельзя. По таким пандусам тяжело подниматься, а высокотехнологичные лифты стоимостью в миллионы рублей попросту выключены. С таким благоустройством "для галочки" в Олимпийской столице начинают активно бороться.
На бумаге оборудовать можно все, что угодно. Например, магазин по документам имеет специальный пандус для инвалидов. Куда он приводит, другой вопрос. Именно поэтому контролировать реальные изменения в городе должны общественные организации и люди, которые каждый день упираются в такие барьеры.
Теперь сами инвалиды смогут следить за обустройством родного города и вносить свои предложения. Они будут соавторами проекта "безбарьерная среда". Чтобы продемонстрировать, как она должна выглядеть, знаменитый паралимпиец Михаил Терентьев проехался по новому аэропорту. Из специального амбу-лифта можно попасть прямиком на отдельную стойку регистрации для инвалидов, здесь подъeмники, даже на взлeтном поле. И ни одного препятствия на пути от автобусной остановки до кресла самолeта.
"Каждый человек с инвалидностью хочет быть там, где все, и проходить паспортный контроль, и процедуры досмотра именно среди людей. Потому что мы, инвалиды, хотим быть включены в общество", - говорит генеральный секретарь Паралимпийского комитета России Михаил Терентьев.
А для этого в Олимпийской столице предстоит создать целую транспортную сеть: электрички, специальные устройства на улицах, отдельные парковки, оборудованные дорожки, говорили на совещании в здании аэровокзала. Чтобы можно было не просто без проблем попасть на любые олимпийские соревнования, а быть действительно неограниченным в возможностях. Однако новые стандарты безбарьерной среды - это не только транспорт. В планах и создание образовательных программ для инвалидов, а также специальное обучение обслуживающего персонала.
"Сочи - это такая площадка по обкатке всех тех решений, которые будут приняты. Здесь наиболее масштабные будут мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов", - сказал заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак.
По итогам этих мероприятий в России появится национальный стандарт по созданию безбарьерной среды. Документ обещают утвердить в декабре 2011 года, и после обсуждения внедрить стандарт во всех регионах страны. А первая независимая проверка ждeт Сочи в конце 2012 года, когда на тестовые соревнования прилетят сотни паралимпийцев со всего мира.