Ко Дню славянской письменности и культуры в Третьяковской галерее открывается выставка «Святая Русь»
Собрание лучших экспонатов 27 российских музеев уже было показано во французском Лувре. А теперь экспозиция приехала в Москву.
Тройка впереди, восемь человек по бокам и тройка - замыкает. Всем четырнадцати очень тяжело. В деревянном кофре - сокровище Древней Руси. 500-килограммовый шедевр.
Они укутаны в десятки пеленок, в ящике - восьмивековые Златые врата. 700 лет подряд прихожане входили через них в Рождественский собор Суздаля, пока уникальный памятник не стал экспонатом Владимиро-Суздальского музея. "Златые врата", как и большинство экспонатов выставки "Святая Русь", выезжают за пределы родных музеев в исключительных случаях. Этот как раз такой. Третьяковская галерея собрала около 450 уникальных произведений из 25 музеев России и мира. Почти вся история христианства. От Крещения до XX века. От крестов, которыми благословляли на престол, до крышек гробниц. Часть раки святого Антония Римлянина и даже покров с надгробия Александра Невского.
Почти у каждой святыни свой хранитель. У Нины Ивановны, кажется, каждый раз сердце замирает, как только белокаменные фрагменты соборов, найденные на раскопках около церкви Покрова на Нерли, кто-то чужой берет в руки. Пережившие века, они очень хрупкие.
"Я конструкторам задавала вопрос, переживаю, насколько выдержит стекло наш белый камень, но конструктор сказал, что все выдержит - стекло очень прочное, поэтому наши фрагменты белокаменной резьбы будут надежно закреплены", - говорит заведующая реставрационным отделом Владимиро-Суздальского музея-заповедника Нина Тараканова.
"На стойке находятся очень редкие иконы, которые покидают свое место в необыкновенных случаях, а чаще всего остаются здесь постоянно и никто не может посторонний их увидеть", - рассказывает заместитель заведующего отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Галина Сидоренко.
Забытые шедевры из своих хранилищ достала и сама Третьяковская галерея. Веками намоленные иконы и неожиданные экспонаты - копии древних фресок. В 30-х годах, когда советская Россия уничтожала храмы, искусствоведы решили скопировать самые значимые фрески, чтобы сохранить их для поколений. Переписывали с точностью до мелочей, вплоть до микротрещин.
О важности деталей и другой экспонат выставки. Портрет патриарха Никона, идеолога раскола русской церкви, с золотой панагией на груди. А недалеко - сама панагия.
"Тут и алмазы, и рубины, и золото. Это одно из самых совершенных произведений, естественно, экспонируется особым образом. К нему подведена сигнализация", - рассказала заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега.
Под особой охраной и книги, которые передала на выставку Российская национальная библиотека. Среди них - Остромирово Евангелие, первая рукописная книга на Руси.
Несмотря на то, что все драгоценные рукописи спрятаны от посетителей под стеклом, прикоснуться к истории, перелистнуть ее старинные страницы все-таки можно. Правда, только виртуально. Специально перед выставкой все представленные на ней книги отсканировали. Чтобы можно было посмотреть на любую страницу. Ведь каждая - произведение рукописного искусства.
Открывают экспозицию Златые врата. Пройти через них, конечно, не получится, но не остановится перед этими вековыми исполинами просто невозможно.