Правила техосмотра автомобилей изменят ради победы над очередями и взятками
Самой широко обсуждаемой темой вот уже вторую неделю стала тема отмены техосмотра автомобилей – миллионы автовладельцев по всей России знают, что сама эта процедура свелась к многочасовым очередям или простой коррупционной покупке заветного талона. По инициативе Дмитрия Медведева эту ситуацию планируется изменить. Уже в понедельник, 16 мая, рабочая группа сформулирует свои предложения руководству страны.
Для каждого водителя в России прохождение техосмотра - настоящее испытание. Как только заканчивается талон, у каждого сразу возникает вопрос, сколько необходимо потратить денег, сил и нервов, чтобы снова получить заветный талончик. "По формальному признаку, это проверка исправности автомобиля, точнее, его безопасности на дорогах, а фактически это такая большая кормушка для всех, кто этим занимается, включая, естественно, инспекторов ГАИ", - рассказал заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин
И так - по всей России. С той лишь разницей, что в каждом регионе - свои способы вымогательства денег у автолюбителей. Так, например, в Приморском крае, чтобы получить талон техосмотра, в очереди нужно отстоять несколько недель. И не факт, что пройдешь. Но есть и другая очередь, гораздо меньше, где талон можно получить почти сразу. Но необходимо заключить договор с фирмой на предоставление странной услуги: консультации и подготовки машины к осмотру, заплатив от 3 до 5 тысяч рублей.
После установки видеокамер в пунктах техосмотра получить талон за деньги, не заезжая в техцентр, стало сложнее. Теперь контролируют: сколько машин приехало и сколько талонов выдано. По нормативу технический осмотр проходит 40 минут, поэтому очереди стали еще больше. В конце апреля в Москве многим водителям даже приходилось ночевать в машинах, чтобы пройти техосмотр. Чтобы сократить эти очереди, некоторые пункты инструментального осмотра пришлось перевести на круглосуточный режим работы.
То, что сегодня происходит на пунктах техосмотра, Президент России Дмитрий Медведев называл "головной болью". О необходимости изменить процедуру глава государства заявил на встрече с активом партии "Единая Россия" в конце апреля. "Если машина современная, новая, то такая бумажка и не требуется, а если это, как говорится, ведро с гайками, так она все равно бумажку получит, только другим путем; ценность этого абсолютно минимальна; поэтому я хочу, чтобы в этом вопросе был наведен порядок", - заявил Дмитрий Медведев.
О том, что процедуру техосмотра нужно менять, Дмитрий Медведев говорил и на встрече с ветеранами накануне Дня Победы. Президент поручил правительству разработать список мер, чтобы сделать техосмотр для миллионов автолюбителей беспроблемной. И на этой неделе правительство прорабатывало все детали поправок законопроекта "Об обязательном техосмотре транспортных средств". "Просчитываем, по поручению Президента, эти новые подходы и новые предложения так, чтобы они ни в коей мере не были более обременительными для наших граждан, - рассказал первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов. - У нас часто получается так, что мы движем себя и движемся и двигаем других исходя из добрых помыслов, закон принимаем, а потом находятся определенные лазейки и граждан начинают заново мучить бюрократическими процедурами и часто вынуждают платить всякие подати, если не называть это взятками". "Мы должны сделать не только не хуже чем сейчас, а ситуацию значительно изменить к лучшему",- подчеркнул Игорь Шувалов.
В законопроекте предлагается полностью освободить новые автомобили от прохождения техосмотра на 3 года, машинам до 7 лет проходить техосмотр раз в 2 года, потом - ежегодно. Полиция не будет контролировать техосмотр – возможно, эти полномочия перейдут страховым компаниям. А получить талон, предполагается, можно будет во время планового прохождения ТО на коммерческих станциях или сервисных центрах у автодилеров.
Председатель комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев, проходя техосмотр и распрощавшись с тонировкой, рассказывает, что опасения водителей о навязывании услуг не беспочвенны, но законопроект учитывает и это. У автолюбителя должен быть выбор, где проходить техосмотр. "Если он видит, чувствует, понимает, что ему услуга навязывается, он может прекратить процедуру ТО и выбрать другой центр ТО, - рассказал Сергей Шишкарев. - Мы по закону не привязываем к географии регистрации автомобиля; сейчас в субъекте, в дальнейшем - в любой точке России".
Проходя техосмотр, сегодня за состояние автомобиля отвечает только сами водители. Планируется, что ответственность с ними разделят страховые компании и пункты инструментального осмотра для того, чтобы не было соблазна выдавать талончики просто за деньги. И понятно, что в этом случае техосмотр дешевле не станет.
Отменять техосмотр полностью в России слишком опасно, говорят эксперты, да и сами водители. У нас на дорогах слишком много так называемого автохлама. В Европе и в США водители также проходят техосмотр, но в отличие от России, полиция к процедуре контроля и выдачи талонов никакого отношения не имеет. А чтобы не было навязывания услуг - техосмотр водители могут пройти где угодно.
Как изменить ситуацию с техосмотром в России - на следующей неделе будут обсуждать в Государственной Думе. И возможно, что уже с 1 января 2012 года техосмотр действительно станет процедурой для безопасности на дорогах, а не лазейкой для коррупции и вымогательства денег у водителей.