В Брянске отреставрировали машину, на которую фашисты в военное время устраивали настоящую охоту
Это трактор С-65 - наша армия использовала его для перевозки тяжелых орудий. Один из таких раритетов - прежде чем его удалось поднять и восстановить - пролежал на дне реки без малого 70 лет. После завершения всех работ, блестящий, словно с конвейера, тягач своим ходом отправится в музей военной техники.
Легкое позвякивание деталей, поворот заводной рукоятки и вот оно - долгожданное урчание мотора. Двигатель трактора 1936 года выпуска, молчащий без малого 70 лет - наконец ожил.
Во время Великой отечественной войны эти тягачи использовали для перевозки пушек, боеприпасов и топлива. Егор Васильевич Лукин сам тогда управлял таким. Участвовал в обороне Воронежа. Вспоминает - фашисты буквально охотились за тягачами. Награда за один трофейный "Сталинец" - Железный крест. А в его полку такие тракторы даже использовали при обороне.
"Участвовали в боевых действиях, занимали оборону, - во втором эшелоне. Первый эшелон - это первые, а эти стояли сзади", - вспоминает Лукин, ветеран Великой Отечественной войны Егор Лукин.
Как говорят историки, этот трактор челябинского завода был на вооружении 13-й армии и при отступлении, нашим войскам, судя по всему, пришлось затопить машину, чтобы она не досталась врагу. И все это время трактор пролежал на дне реки Нерусса под Брянском.
Тягач пытались поднять сначала в 70-е годы, потом в середине 80-х. Но безуспешно - тогда не было достаточно мощной техники. Этой зимой ещe одна попытка. На берег Неруссы пригнали железнодорожный тягач, вытаскивали многотонную машину два дня. Несколько раз рвался трос. Его заменили, - и третья попытка оказалась успешной. Трактор подняли и решили вернуть к жизни.
"Его разобрали полностью до болта, проревизировали детали, что-то заменили. Но надо отдать должное нашим предкам, - это были три подшипника", - говорит исполнительный директор машиностроительного завода Михаил Синотин.
Оказалось, прежде, чем затопить трактор в 1941 году, его успели законсервировать, смазали маслом, в самые важные запчасти сняли. Сейчас их, конечно, не найти. Некоторые детали пришлось восстанавливать по чертежам.
Если нужно повернуть направо, дергаем правый рычаг. Налево - левый. Надо сказать, управлять такой техникой довольно тяжело, и если и были женщины-трактористки, им, наверняка, помогали мужчины.
И вот первый Советском Союзе тягач на дизельном топливе, отремонтирован и теперь смотрится - будто только что сошел с конвейера. Скоро его отправят на один из брянских мемориалов.
"Он должен быть на партизанской поляне. Там, где выставляли военную технику. И я уверен, это будет любимый, самый популярный будет экспонат на этой выставке", - говорит конструктор Валерий Щербаков.
Последний штрих - механикам осталось обрезинить гусеницы, чтобы не испортить асфальт. Здесь уверены - легендарный трактор С-65 "Сталинец" сможет проехать по улицам Брянска своим ходом.