Ровно 50 лет назад была введена уголовная ответственность за тунеядство
Благодаря её появилось слово "борзой" от аббревиатуры БОРЗ - без определённого рода занятий. Власть начала бороться не только с бездельниками, но и с теми, чей труд не хотела принимать.
Под указ о тунеядстве попадали граждане не работающие больше 4 месяцев подряд. Или в течение года. Бродяги, попрошайки, лица, живущие на нетрудовые доходы. Например, фарцовщики - спекулянты. И даже незамужние, бездетные дамы. Все они, по мнению государства, вели паразитический образ жизни. И должны были исправиться по принципу - не можешь, научим, не хочешь, заставим. Вряд ли режиссер Леонид Гайдай выполнял госзаказ по борьбе с тунеядством. Просто тогда в середине 60-х от борьбы этой было не спрятаться - не скрыться.
По словам главного редактора газеты "Труд" в 1980-85гг. Леонида Кравченко "Партия, комсомол, профсоюзы, журналисты - все должны были включиться".
Лодырей и бездельников высмеивали и песочили. Попрекали даже в мультфильмах.
Советская пропаганда еще долго дергала за эти струны в разной тональности. Пока не превратила образ тунеядца в анекдотический. Но начиналось все в 1961 году очень серьезно.
Приговоры были реальные, суды скорыми. Тунеядец - враг и преступник, потому что живет за счет общества. Их выслеживали дружинники и милиция. Джазовый музыкант Алексей Козлов после архитектурного института в 1962 году не стал выходить на работу по распределению. И тут же почувствовал - родина его не забыла. Пришлось полгода бегать от участкового.
"И вот однажды он меня подловил. А повестка была уже не в эту организацию, а в прокуратуру, в суд. Там меня должны были судить", - вспоминает народный артист России Алексей Козлов.
Козлову повезло. Он уже сумел официально устроиться музыкантом. Множеству его коллег и представителям интеллигенции для того, чтобы дышать воздухом свободы, пришлось осваивать совсем другие профессии.
"Среди философов, историков, ученых, чтобы не обслуживать идеологию, они все писали в стол, а устраивались работать истопниками, сторожами в булочных, в котельных, - говорит А.Козлов. - Я знаю массу людей, которые даже работали при моргах".
Будущий Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский тоже периодически работал и в морге, и на заводе, и в экспедициях. Но в Союз писателей вступать не хотел, а писал, что хотел. Поэтому когда пришел приказ наказать за вольнодумство вспомнили про удобный указ. В спектакле Михаила Козакова про Бродского была сцена из зала суда. Диалог почти дословный:
- А вообще, какая ваша специальность?
- Поэт.
- Кто признал, что вы поэт? Вы учились этому?
- Я не думал, что это дается образованием.
- А чем же?
- Я полагаю, это от Бога.
- Сослать Бродского на пять лет. С применением обязательного труда.
По словам председателя правления Фонда создания литературного музея И.Бродского Михаила Мильчика, "это была еще одна палка, еще один рычаг в руках власти".
Эта палка грозила гражданам вплоть до 1991 года. Автор своеобразного гимна 80-х - песни "Поколение дворников и сторожей" - Борис Гребенщиков сейчас вспоминает это время как игру в прятки с государством.
"С одной целью, чтобы от нас отстали. Во время сторожения я написал несколько песен. Так что это было очень творческое и увлекательное занятие", - вспоминает Борис Гребенщиков.
А вот была ли польза для государства, вопрос до сих пор спорный. Но главный результат действия указа известен.
По словам Алексея Козлова, "он принес разочарование и неверие вообще в советскую всю систему".