В Торжке обучают пилотов-инструкторов для борьбы с лесными пожарами по всей России
В России на помощь спасателям в борьбе с лесными пожарам придут военные летчики. В Тверской области проводятся масштабные учения. Пилоты во всей страны там тренируются под руководством инструкторов МЧС. Экипажи вертолетов со всей России отрабатывают забор воды в подвесные резервуары и прицельный сброс в очаг пожара.
Боевая задача, с которой экипаж еще не сталкивался; устройство для сброса воды, напоминающее огромную корзину, закрепляют под брюхом вертолета, Ми-26 поднимается в воздух. Противник – открытое пламя. В арсенале 9 тонн воды. Один заход - одна попытка.
В этом уравнении много переменных: скорость вертолета, высота над землей, скорость ветра. И одно неизвестное: время, когда нужно начинать сброс воды. Не самая простая задачка для летчиков с учетом того, что на решение у них есть всего несколько секунд.
Тут целая наука. По крайней мере так военным летчикам объясняли методисты из МЧС. В первую очередь, необходимо определить силу врага, что даже с высоты 70 метров сделать весьма затруднительно из-за густой завесы дыма.
"Если нужно плотнее накрыть, то тогда скорость поменьше, высота поменьше, а если нужно, наоборот, большую площадь сразу потушить, то тогда уже и высота чуть-чуть побольше из-за этого сходится, и скорость побольше", - пояснил начальник отделения 1-го отдела исследований летно-методического отдела войсковой части Сергей Поляков.
Вертолет разворачивается за новой порцией воды. Корзину опускают в ближайшую речку. Вроде бы все маневры знакомые – почти то же самое, что забрать груз с земли, но здесь срабатывает так называемый "эффект присоски". Чтобы оторвать емкость от поверхности воды, требуются дополнительные усилия. Наконец Ми-26 у цели. Теперь все зависит от слаженности действий экипажа. Штурман помогает командиру выбрать траекторию захода, за сам сброс отвечает бортмеханик: он должен рассчитать время открытия клапана, затем нажать кнопку "слив" - тогда клапан открывается и начинается сброс воды.
"Получается что-то новое, и при этом хорошо получается - летчик получает удовлетворение от достигнутой цели, - рассказал командир отряда на вертолетах Ми-26 Рамиль Макаев. - Летать по новым задачам всегда интересно, это творческая работа".
Они готовы после тяжелых учений весной к не менее трудным боям летом – с лесными пожарами. Год назад, когда из-за аномальной жары полыхали десятки областей, недостаточно интенсивная поддержка с воздуха была одной из главных причин, почему огонь не удавалось победить так долго. Теперь у авиации МЧС появился новый союзник, способный прийти на помощь в любой части страны.
В Торжке проходят сборы для военных летчиков со всех регионов. В некоторых проблема лесных пожаров актуальна уже сейчас. Например, в южной Сибири и на Дальнем востоке. Новые очаги в Туве, Алтайском крае, Забайкалье, Бурятии и Красноярском крае появляются практически каждый день.
На тренировки у летчиков остается не так много времени. Правда, как уверяют инструкторы, к третьему-четвертому заходу экипаж уже неплохо представляет, как бороться с лесными пожарами.