Госдума во втором чтении одобрила законопроект о серьезном увеличении штрафов для водителей
Водители в Москве и Петербурге будут платить штрафы больше, чем в других городах России. Этот закон Дума одобрила во втором чтении. Его противники говорят, что новые меры нарушают Конституцию. А некоторые сторонники, напротив, призывают ввести такие же санкции на всей территории страны.
Оставлять машину в неположенном месте станет накладно, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Если в регионах штрафы за неправильную парковку вырастут в 2-3 раза, то в обеих столицах - сразу в 25 раз. У автолюбителей будет время, чтобы морально к этому подготовиться, а у местных властей, чтобы построить перехватывающие парковки. Штрафы повысят не сейчас, а с 1 июля 2012 года.
Парковку уже смело можно добавлять к главным бедам России. В крупных городах автомобили стоят в несколько рядов, знаки ограничения не действуют. Типичная ситуация - вполне здоровый на вид автолюбитель остановился на месте для инвалида. Автолюбители рады бы соблюдать правила, но цивилизованных стоянок практически нет.
Законодатели решили наказать нарушителей рублём. С июля 2012-го за неправильную парковку в Москве и Санкт-Петербурге придется заплатить 2,5 тысячи, в других городах России - 300 рублей.
Автомобиль, оставленный на пешеходном переходе или на остановке общественного транспорта, обойдется еще дороже - в 3 тысячи и тысячу рублей соответственно. Штрафовать за остановку или стоянку во втором ряду или на трамвайных путях будут на 2,5 тысячи в Москве и Санкт-Петербурге и на 1,5 тысячи на остальной территории страны.
"Порой нас толкают к тому, чтобы сравнивать это с доходами населения. Я считаю, что не совсем, наверное, это будет правильно, - говорит Владимир Мишанин, - потому что всегда есть альтернатива: не нарушай, и ты не будешь платить эти большие штрафы".
Повышающий столичный коэффициент для штрафов в России вводится впервые. В Государственной Думе не все считают, что это законно - делить наказания для граждан по географическому признаку.
"У нас единое правовое пространство, а не штаты, где в одном - можно лошадь привязывать возле бара, а в другом - нельзя", - говорит депутат от ЛДПР Сергей Иванов.
Глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин убежден, что тяжесть одного и того же деяния, совершенного на разных территориях, различна.
А коммунисты полагают, что более справедливо резко повысить штрафы везде, а не только в двух столицах.
"В целом надо по стране вводить эту норму, - говорит заместитель председателя Государственной Думы РФ Иван Мельников. - Это было бы правильно, потому что штраф в 200 рублей - это абсолютно символическая цифра, которая скорее стимулирует к нарушению закона, чем к его выполнению".
Но поправки оппозиции не прошли. А против другого закона не возражал никто. Речь идет об инвалидах. Штраф за парковку на отведенных для них местах тоже резко вырастет, причем на всей территории страны. Депутат Александр Ломакин-Румянцев - инвалид-колясочник. Все трудности парковки для людей с ограниченными возможностями ему хорошо известны.
"Это очень хорошая норма, потому что, видимо, не у всех водителей хватает совести понять, что это место для человека вынужденное, он не может далеко идти, ему это место необходимо", - говорит депутат.
Сторонники жестких наказаний за неправильную парковку ссылаются на зарубежный опыт. Во Франции парковки для инвалидов повсюду - перед любым магазином или офисом. Но их никто не занимает. Это считается неприличным. Штраф для нарушителей высокий - 135 евро.
Такая же ситуация и в Германии, правда штрафы ниже французских. "Штраф за неправомерную парковку на парковке для инвалидов составляет 35 евро, причем через 5-10 минут могут эвакуировать", - рассказывает Клаус Ульрих Хале.
Впрочем, в Европе культура поведения на дорогах формировалась многие десятки лет. А как на российских водителей подействуют ужесточение наказаний, станет понятно через полтора года. Очевидно, что одними штрафами, без строительства новых стоянок и развития общественного транспорта, проблему не решить.